№ 47 / Зима 2012-2013

OPEN №47 2012–2013 8 Умереть от любви… / Сатирикон Так называется «Ромео и Джульетта» Шекспира в новой версии Константина Райкина. Над экстремальным действом, развернувшимся в «Сатириконе», основательно поработал не только режиссер, но и постановщики боев Вячеслав Рыбаков, Андрей Ураев и тренер- педагог по велосипедному спорту Александр Белевский. Художник Дмитрий Разумов вы- строил на сцене котлован, до блеска отполированный колесами. Мальчишки в касках го- няют на горных великах по отвесным склонам. Враждующие кланы Вероны похожи на стаи оголтелых фанатов. Одни за Монтекки, другие за Капулетти. Врагам нет ни житья, ни пощады. Боевыми искусствами владеют абсолютно все, вплоть до колоритной кормилицы Марины Дровосековой. И Джульетта сражает Ромео не дивной красотой, а атакующим нокаутом. Любовь с первого удара подобна землетрясению. Выпускница Школы-студии МХАТ Юлия Хлынина играет на грани невозможного. Только вопреки яростной ненависти может вспыхнуть такое чувство, затмив и вражду равно уважаемых семейств, и непре- станные дуэли, и даже смерть. Материнское поле / Театр им. А. С. Пушкина Повесть Чингиза Айтматова в Театре имени Пушкина сыграли без слов — Сергей Землян- ский поставил пластический спектакль для драматических артистов. Киргизская крестьянка Толгонай (Анна Кармакова), потерявшая в войну почти всю свою многочисленную семью, обращается к Матери-земле. Вспоминает, исповедуется, ищет сочувствия и понимания. Роль полумистического персонажа доверили виолончелистке. Ольга Демина, похожая на всезнающую шаманку, проникновенно ведет смычком по струнам. Музыка вторит людским горестям и радостям. Лаконичное действие — череда сильных переживаний. Любовь, мате- ринское счастье, свадьба старшего сына, радость от успеха младших… Война, потери, траур одиночества, рождение внука, смерть невестки… Все выражено в движении, естественном и эмоциональном. Взлетают ввысь женщины-птицы, стремясь догнать мужей-воинов. Но бушующий ураган оказывается сильнее. Огромные ржавые листы накрывают погибших — Мать-земля не только дает и утешает, но и хоронит самое дорогое. Дар / Мастерская Петра Фоменко Роман Набокова сопротивляется сцене. Проза похожа на сновидение, на бесплотный поток сознания. А в театре все конкретно и материально. Но это противоречие только на первый взгляд кажется неразрешимым. В спектакле Евгения Каменьковича связь реальности с фантазиями, воспоминаниями, мечтами и размышлениями стала основной. Главный герой, молодой литератор Федор Годунов-Чердынцев, ведет диалог с Критиком, назван- ным в программке «Воображаемая Литературная Необходимость». Критик — воплощен- ная рефлексия, второе «я» писателя, остро и нервно сыгранного Федором Малышевым. И вполне самостоятельное существо с нелепым характером и сложной судьбой. В призе- мистом человечке в лохматом парике не сразу узнаешь Полину Кутепову. С видом кудес- ника касается она грампластинки, вызывая старые мелодии и утерянные миры. На сцене «Мастерской Петра Фоменко» всплывают сцены детства и юности Федора. Яркие, солнеч- ные сны о России более отчетливы, чем унылые берлинские будни вынужденного эми- гранта. Участь Электры / РАМТ В трагедии Юджина О’Нила обречены все. И генерал Эзра Мэннон (Сергей Насибов), по- бедивший в войне, но, словно Агамемнон, павший от рук неверной жены Кристины (Янина Соколовская). И их дочь Лавиния (Мария Рыщенкова), охваченная жаждой мести за отца. И ее брат Орин (Евгений Редько), бессильный прервать жестокую цепь престу- плений… Но Алексей Бородин поставил в РАМТе спектакль не столько о проклятом се- мействе, сколько о людях, ведомых страшными импульсами. И о том, что даже в безвы- ходных ситуациях есть место мечте о спокойствии и гармонии. Все стремятся достичь прекрасных, счастливых островов, вырваться навсегда из дома-тюрьмы, поглощающего жертву за жертвой. Жуткое жилище, созданное фантазией сценографа Станислава Бене- диктова, похоже на живое существо. Серо-черное чудовище оживает с помощью сцени- ческого круга. Стены медленно плывут то вперед, то назад. Величественное пространство превращается в лабиринт, где за каждым поворотом притаилась беда. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==