№ 48 / Весна 2013
OPEN №48 2013 8 Четвероногая ворона / МТЮЗ Спектакль по Даниилу Хармсу, поставленный в МТЮЗе молодым режиссером Павлом Ар- темьевым, смешной и грустный одновременно. Зыбкое содержание с трудом поддается пересказу. Очередь за хлебом, семейная ссора, неудавшееся свидание… Но житейские ситуации просты только на первый взгляд. Случай за случаем — и складывается абсурд- ное повествование, полное странностей и недоразумений. Очередь не кончается, потому что в магазине учет. Ссора разгорается, потому что не вовремя звонит телефон. Свидание не удается, потому что влюбленные слишком долго набираются храбрости, отхлебывая по очереди напиток повышенной крепости. Смысл жизни — в полном отсутствии смысла. Кто-то досадует по этому поводу, кто-то смиряется. Поэтические натуры, склонные к со- зерцанию, находят в бессмыслице массу интересного. Что ни шаг — то анекдот. Опять ма- газин. Опять «Учет», а потом «Закрыто». А за вечно закрытой дверью — роскошь и празд- ник — разодетые дамы и кавалеры, сверкающие люстры, фрукты и шампанское. То ли рай после смерти. То ли недоступная мечта. То ли недосягаемый корабль, очень похожий на «Титаник». Цена / Малая сцена Театра им. Маяковского Название пьесы Артура Миллера не обманывает — в доме, предназначенном на слом, распродается вся мебель. Простая сделка по ходу действия обрастает множеством смыс- лов. Чем дольше старый оценщик Грегори Соломон тянет с окончательным ответом, тем яснее, что почем. Даже предметы не всегда конвертируются в деньги. А истинную меру прошлого, настоящего, успехов, неудач, привязанностей и страстей каждый для себя определяет сам. Леонид Хейфец, поставивший «Цену» на Малой сцене Театра им. Мая- ковского, тонко почувствовал ее парадоксы. Его спектакль — диалог старого и нового, не- зыблемого и суетного. Девяностолетний Грегори (Ефим Байковский) оптимистичен и кре- пок. Прекрасно знающий суть вещей, он непоколебим и в своих принципах. Те, кто значи- тельно моложе, не столь уверены в себе. В моде взаимозаменяемость и бесконечное потребление, все шатко и ненадежно. А умение ценить каждый миг существования ухо- дит в прошлое вместе со старыми людьми, старым уютом и старой мебелью, которая ни- когда не ломается. Земля / Театр музыки и поэзии п/р Е. Камбуровой Новый спектакль Ивана Поповски в Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой замахива- ется на необъятные темы. Под музыку Баха один эпизод плавно перетекает в другой, раз- матывается длинный клубок ассоциаций. Сцена, засыпанная песком, кажется бескрайней пу- стыней, пятеро актеров в свободных одеждах — библейскими путниками. В отрешенном умиротворении одна из солисток расчерчивает песок кудрявыми узорами, рисуя крону де- рева. В пустыне вырастает сад, цветная проекция откуда-то сверху превращает поверхность в подобие средневекового гобелена. Переменчивый, сложный свет играет с песчинками, как с мириадами микроскопических алмазов. Сыпучие струйки медленно проскальзывают сквозь пальцы вслед за неумолимым временем. Гигантские песочные часы отмеряют дни и вехи. Растут и рушатся песочные города, из-под земли встают вулканы, восходит сразу не- сколько солнц, всплывают и тонут кукольные домики в тишине рождественской ночи. Песок притворяется снегом, водой и даже огнем. Громады звучаний Баха усиливают контрасты. Человек мал, беспомощен и слаб. Мироздание огромно и непознаваемо. Новые страдания юного В. / Малая сцена МХТ им. Чехова Ульрих Пленцдорф написал эту пьесу в 1972-м в ГДР. Главный герой, юноша Эдгар Вибо, подобно своему прототипу из романа Гете «Страдания юного Вертера», упрямо отстаивал свою индивидуальность, не желая жить как все. Такая позиция и при бюргерах в восем- надцатом веке казалась довольно странной. А при социализме, принуждавшем ходить строем, и вовсе вызывающей. Неудивительно, что «Новые страдания юного В.» стали культовыми. Их перевели на тридцать языков (в том числе и на русский), часто ставили в театрах, сняли фильм. Драмой бунтаря-одиночки заинтересовался режиссер Василий Бархатов, поставивший на Малой сцене МХТ им. Чехова трагедию отверженной личности. Эдгар Вибо, импульсивно сыгранный Александром Молочниковым, бежит отовсюду. Из дома, из училища, с работы. Бежит от оптимистичных маршей и песен, от показного бла- гополучия. Он хочет все делать не как все — и жестоко расплачивается за свою отдель- ность. Возлюбленная предпочитает ему спокойного и правильного жениха. Как и роман- тический Вертер, Эдгар гибнет не только из-за несчастной любви. «Строптивость сердца» катастрофически несовместима с жизнью. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==