№ 49 / Лето 2013
OPEN №49 2013 10 Абрахам Вергезе. Рассечение Стоуна: Роман / Пер. с англ. — М.: Фантом Пресс Жили-были два мальчика — близнецы Марион и Шива. Несчастные, они осиротели в момент рож- дения. Счастливые — у них сразу появились добрые, любящие родители. Изначально было понятно, что жизни братьев будут складываться самым необычным образом. Их мать скрывала беремен- ность до рокового дня. Она была монахиней. Отец — талантливый хирург, который, спасая жизнь любимой женщины, чуть было не погубил сыновей, бежал, исчез, унеся с собою тайну их рождения. Экспозиция в простом пересказе может показаться сюжетом, достойным развесистого бразиль- ского сериала. Особенно если учесть, что и место действия более чем экзотическое — госпиталь для бедных христианской миссии в Аддис-Абебе. На самом деле это мощный, жесткий, страстный роман-эпопея высокого гуманистического накала о разных ликах добра и способности человека каждый раз совершать свободный выбор. А то, что интрига, при всей неправдоподобности, цепляет, заставляя взахлеб переворачивать страницы, только делает автору честь. Тем более, что он лич- ность действительно незаурядная. Абрахам Вергезе — всемирно известный врач. Окажись Cutting for Stone книгой автобиографической, искренность и силу повествования можно было бы объяснить личной причастностью. Однако если совпадения и есть (Вергезе вырос в Эфиопии, правда, родные папа с мамой работали учителями), они помогли создать достоверную атмосферу. Иными словами, тут дело в ярком литературном таланте. Плюс превосходный перевод, что тоже очень важно. Искры 1901. Из истории периодической печати в России. — М.: Бослен В самом начале прошлого столетия у популярной серьезной газеты «Русское слово» появилось несе- рьезное приложение «Искры» — иллюстрированное, художественно-литературное, с карикатурами. Русский издатель Иван Сытин прекрасно знал, что делает: его новое детище мгновенно стало попу- лярным. Все совпало — злободневность, легкая ирония, стильная для своего времени графика, а главное, отличные авторы. В итоге «Искры» получились забавными, хлесткими, яркими. Нынешний проект — не репринт, но очень близок к оригиналу. В нем собраны самые интересные и примечательные иллюстрации: карикатуры, зарисовки, новинки моды, а также анекдоты, шутки, стихи, передающие атмосферу «нулевых» годов минувшего века. Темы понятные, порой кажется, что ничего не изменилось. Любовь, ревность, навязчивые поклонники, гламурные кокетки… Это про частную жизнь. Не менее актуальны общественные проблемы: состояние улиц, разорение банков, появление автомобилей и велосипедов, архитектурный беспредел, нравы горожан, громкие теа- тральные премьеры, пародии на рекламные объявления. Политика — пожалуйста. Правда, в «Ис- крах» все довольно мягкое, беззубое, издание-то подцензурное. На многих шаржах — дородная тетка в сарафане и кокошнике с надписью «Дума». Одна картинка с ее участием называется «Фан- тастическая сцена у деревни Рублево». Тогда это было болото. Ну а самое интересное для нас, пожалуй — виды тогдашней Москвы; и рядом — фантазии художников о том, как будет выглядеть Первопрестольная лет через сто. Некоторые картинки почти провидческие. Шон Коннери. Быть настоящим шотландцем / Пер. с англ. — СПб: Азбука-Аттикус Семикратный Джеймс Бонд, Робин Гуд, король Артур, Ричард Львиное Сердце, а еще арабский шейх, папа Индианы Джонса и даже командир русской подводной лодки с неистребимым и неот- разимым шотландским акцентом… Секс-символом Шона Коннери впервые назвали, когда до 60- летия ему оставался всего год. Через десятилетие журнал People объявил актера самым сексуаль- ным мужчиной ХХ столетия. В 2000-м Шон был посвящен в рыцарское звание. Теперь он — сэр Томас Шон Коннери — самый известный шотландец в мире. Несколькими десятилетиями раньше рослый парень из Эдинбурга не мог придумать, где и как зара- ботать. Отец, рабочий на резиновой фабрике, и мама-прачка всегда работали как каторжные. На при- личное образование сыну рассчитывать не приходилось. Оставалось положиться на привлекательную внешность, упрямство и везение. Служил на флоте, качал мышцы, играл в футбол, позировал буду- щим художникам в местном колледже… Однажды Томас (тогда еще Томас) натолкнулся на объявле- ние о конкурсе «Мистер Вселенная». И купил билет до Лондона. Красивый, рослый парень особого впечатления на жюри не произвел. Приятель-культурист посоветовал сходить на кастинг американ- ского мюзикла, где нужен был исполнитель роли морского пехотинца. Взяли. От него требовалось: играя мускулами, порубить на сцене дрова, сделать кульбит и спеть «Нет ничего прекрасней дамы». За гарантированные 12 фунтов в неделю. Столько он еще не зарабатывал. Становиться артистом Кон- нери никогда даже не мечтал. Был готов взяться за любое дело, где не требуется образование. Лишь бы платили. То, что оказался в театре, — стечение обстоятельств… А дальше — сдержанный рассказ об уникальной судьбе человека, который, вне сомнения, «сам себя сделал». Начал он с того, что сме- нил имя — так лучше для сцены. Составил список книг и читал, «чтобы расширить словарный запас». Маялся без ролей, но за дешевку не брался. Первая крупная роль в кино — Джеймс Бонд. Стоило быть терпеливым и разборчивым! Коннери быстро понял, что играть — во всех смыслах — надо по- крупному. Даже автобиографию написал нестандартную. О себе любимом — не так уж много, не- сколько глав без скандалов и интимных откровений. Остальное посвятил главной страсти — любимой Шотландии. Подготовила Клариса ПУЛЬСОН КНИГИ
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==