№ 49 / Лето 2013

OPEN №49 2013 8 Безумная из Шайо / Мастерская П. Фоменко Этот спектакль Петр Фоменко придумал в те времена, когда у его «Мастер- ской» еще не было нового здания. Неуемным фантазиям Орели, героини пьесы Жана Жироду, было тесно в камерных помещениях бывшего кинотеа- тра «Киев». Мастер мечтал перенести постановку на большую сцену, но не успел. Возобновление осуществил Кирилл Пирогов. «Безумная из Шайо» об- рела масштаб и новое звучание, а парадоксы спектакля оказались на удив- ление актуальными. Орели (Галина Тюнина) –– роскошная француженка без возраста. Не сумасшедшая, а именно безумная, то есть –– не от мира сего. С легкостью, достойной сказочной феи, побеждает она «акул капитализма» из «Объединенного банка парижских недр». Дельцы, нашедшие источник нефти под полом домика Орели, погребены в подземелье. Фальшь и лице- мерие мира больших денег беспощадно осмеяны. Жизнь, несуетная, празд- ничная и бескорыстная, как настоящее искусство, возведена в культ. Добрый человек из Сезуана / Театр им. А.С. Пушкина Старые кирпичные стены, высохшие деревья, пыльные дороги… О таких местах говорят –– богом забытые. Но именно здесь, на захолустной окраине Сезуана, боги находят ту, кого долго искали, –– Шен Те, девушку безупречной доброты. Вытаскивают из нищеты, посы- лая взамен непосильные испытания. Доверчивой душе не выжить среди подлости, преда- тельства, коварства. Чтобы казаться сильной, Шен Те приходится превращаться в жесто- косердного Шуи Та (якобы ее двоюродного брата). Александра Урсуляк играет одну роль и два образа. Актрисе достаточно несколько мгновений –– и вместо нежного, стражду- щего любви создания возникает хладнокровный субъект, напоминающий робота. Режис- сер Юрий Бутусов, поставивший знаменитую пьесу Брехта, усилил ее тревожную энерге- тику. Эмоции нагнетаются. Пространство меняют видеопроекции (художник Александр Шишкин). Воздух взрывают зонги Пауля Дессау. Поют на немецком. Актерам аккомпани- рует ансамбль солистов «Чистая музыка». Происходит все это на сцене театра Пушкина. Евгений Онегин / Театр им. Евг. Вахтангова В глубине сцены театра Вахтангова разместилось огромное зеркало. В нем отражаются усадебные покои и заснеженные просторы, деревенские праздники и придворные балы, петербургские балеты. Зеркало наклоняется, искажая отражения. И зритель видит скрыт- ное –– сны, грезы, тайные мысли, смутные желания героев. Взволнованная Татьяна (Евге- ния Крегжде) и веселая Ольга (Наталья Винокурова), не расстающаяся с аккордеоном, га- дают на будущих женихов. Магическое стекло предвещает недоброе. Римас Туминас перевел на язык театра то, что он прочитал в пушкинском романе, и то, что ему привиде- лось между строк. Появилось два Ленских –– восторженный кудрявый подросток (Василий Симонов) и повзрослевший резонер, трезво оценивающий пылкие порывы юноши (Олег Макаров). Онегиных тоже два. Господин лет пятидесяти (Сергей Маковецкий) грустно на- блюдает за демоническим красавцем (Виктор Добронравов). И рад бы вмешаться в про- исходящее, но «прошлого не воротить...». Горячее сердце / Современник Барин по фамилии Хватский, «помешанный от театру», в пьесе Островского упоминается мимоходом. Но в спектакле, поставленном Егором Перегудовым в «Современнике», стал главным. Разорившийся фанатик (Владислав Федченко) распродает свой театр за гроши. А напоследок решается еще на одно представление «Горячего сердца». Падает небо с нарисованными звездами, вырастают надувные деревья, арестантская башня поворачи- вается в разные стороны (художник Владимир Арефьев)… На этом шутовском фоне стра- сти бушуют не шуточные. Все хотят невозможного, все попадают «в истории», все чудят. Особенно преуспевает Тарас Тарасыч Хлынов, смешно и свободно сыгранный Артуром Смольяниновым. Запредельный богач разъезжает на марсоходе, заряжает пушки пач- ками денег, шастает с дружками по лесу, пугая прохожих. Казалось бы, что толку? Но все участники и жертвы этих артистичных безобразий поневоле раскрывают свою сущность. А такие, как пылкая Параша (Светлана Иванова), даже устраивают судьбу. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==