№ 50 / Осень 2013
OPEN №50 2013 10 Иллюстрированный Уголовный кодекс Российской Федерации. — М.: Манн, Иванов и Фербер Наш Уголовный кодекс самый справедливый в мире! А еще самый нескучный, и теперь — самый вы- сокохудожественный. Традиция иллюстрировать — нетрадиционным образом — такие масштабные и значимые для общественного бытия и сознания книги не оригинальна. Рисунки к Библии создавали не только серьезные, философичные Доре и Фаворский, но и легкомысленные на первый, поверх- ностный взгляд Эффель с Бидструпом (художники «развлекательного» жанра). Главное — чтобы в творении присутствовал талант и изюминка. Все это, несомненно, есть у одного из самых известных российских карикатуристов последних десятилетий — Алексея Меринова. Ему и заказали — в самом буквальном смысле — нарисовать Кодекс. Он сумел, без подобострастия и ёрничества, но почти всегда со стопроцентно точным попаданием в суть, создать зримый образ каждой статьи УК… Белая овечка с наивными глазами около избирательной урны, по другую сторону — волк, изящно ковыряю- щий в пасти зубочисткой. Овечка интересуется: «Голосовать сердцем?» Серый отвечает: «Не надо… ты мне целиком нравишься». Это к статье 141-й — «Воспрепятствование осуществлению избиратель- ных прав или работе избирательных комиссий». Остальные — не менее выразительны. Александр Васильев. Детская мода Российской империи. — М.: Альпина нон-фикшн Это происходило давным-давно, когда небо было голубым, погода устойчивой, за сметаной к за- втраку кухарку посылали в погреб и ели фрукты-овощи, а также разносолы-деликатесы, не боясь ГМО. Правда, фотографии еще оставались черно-белыми, и в этом есть своя особая прелесть под- линности. В те, несомненно, прекрасные времена девочки, совсем как взрослые дамы, носили кри- нолины, турнюры с лентами, фартуки, пелерины и кружевные панталончики. А мальчиков сначала одевали как девочек — в пышные платьица, на снимках и не различишь; только потом стали наря- жать в костюмчики с матросскими воротниками, бархатные курточки «а-ля лорд Фаунтлерой», жи- летки, блузы, брючки до колен… Те, кто постарше, уже щеголяли в строгой гимназической форме… Лица у всех торжественные и немного испуганные. Поход к фотографу в студию для них — событие, приключение, необычное, волнующее. Даже крохи (невозможно вообразить, что они — чьи-то пра- прапра…) чувствуют торжественность момента. По глазам видно: им всем — несмышленышам и почти подросткам — явно обещали, что сначала вылетит птичка, а затем, если хорошо будут себя вести, не моргать, не дергать головой и не капризничать, — вкусные пирожные в кондитерской на Кузнецком Мосту или Невском проспекте. Так они и застыли, и остались юными, не подверженными жестокому течению времени. Их одежда интересна нам не меньше, чем судьбы, которых не узнать — большинство персонажей реальны, но безымянны. В платьицах, юбочках и сюртучках тоже зафиксировано ушедшее миро ощущение — его можно понять и прочувствовать, только неспешно перелистывая эти страницы. «Уверен, что мода прошлого учила детей аккуратности, уходу за своей нарядной одеждой, уваже- нию к ручному труду вышивальщицы и кружевницы, портнихи и обувщика. Сегодняшний интерес к ней, помимо познавательного смысла, имеет и воспитательный», — считает Александр Васильев. Его уникальная коллекция фотографий стала основой чудесного альбома, посвященного детской моде дореволюционной России. Каждая глава — десятилетие, начиная с 1860-х годов, с подробным комментарием о тенденциях, особенностях конкретной эпохи. Ким Уилсон. Сад Джейн Остин / Пер. с англ. — М.: СЛОВО/SLOVO Все в сад, все без исключения. В английский. Сады нынче исключительно модная тема. Фирмы, ко- торые занимаются ландшафтным дизайном, озолотились. Хорошие специалисты нарасхват. Поэ- тому книга не только по сезону, но и в тренде. Сад в Соединенном Королевстве — больше, чем про- сто лютики-цветочки. Это — уже не первое столетие — и разум, и чувства, и гордость. Всё по Джейн Остин. Ким Уилсон трактует тему гораздо шире, чем можно было ожидать. К примеру, о роли сада в социальной жизни. Скажем, о том, что, улучшая жизнь своих работников, британские помещики XIX века строили для них удобные коттеджи с обязательными участками для сада. Во-первых, на красивые дома, утопающие в зелени, смотреть приятнее, да и ландшафт они украшают. Во-вто рых, — тонкий момент — участок должен быть не слишком мал, чтобы семья могла себя прокор- мить, и не слишком велик, чтобы у работника не было заблуждений по поводу собственной незави- симости. Впрочем, это в книге всего лишь дополнительная информация к основному разговору — о садах в жизни и творчестве знаменитой писательницы. Фрагменты романов, строчки из писем, бо- танические пристрастия писательницы и ее героинь: что и где сажали, какие цветы и деревья были популярны в те времена. Подробно описаны реальные места, где она проводила время, поместья, которые ее вдохновляли. Для киноманов — сады, в которых снимали знаменитые фильмы по рома- нам Остин. Все названия и координаты точные, можно планировать путешествие. Подготовила Клариса ПУЛЬСОН КНИГИ
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==