№ 50 / Осень 2013

обратный отсчет OPEN №50 2013 38 военный моряк Детство Поля Гогена не было обычным. И хотя он ро- дился в Париже в благополучной семье (произошло это в 1848 году) и казалось, что жизнь его будет предсказуе- мой, все получилось совсем не так. Отец художника, Кло- вис Гоген, редактор одной из парижских газет, был одер- жим радикальными республиканскими идеями и после поражения революции решил эмигрировать в Перу. Там у его жены Алины проживали богатые и могущественные родственники, переселившиеся в Америку из Испании. Один из них даже стал президентом страны. К несчастью, во время плавания к берегам Нового Света отец Поля скоропостижно скончался от сердечного приступа после того, как поругался с капитаном корабля. Кловис Гоген был похоронен в небольшом порту на по- бережье Патагонии. Овдовевшая Алина с малышомПолем все-таки добралась до Лимы. По внешности и характеру настоящая испанка благородных кровей, она сразу при- шлась по сердцу гордым родственникам. Огромный роскошный дом, населенный множеством слуг, где давались великолепные приемы, — такова обста- новка, в которой Поль прожил до шести с половиной лет. Тогда говорил он не по-французски, а исключительно по- испански. Мальчик любовался рощами тропических дере- вьев и стадами грациозных длинношеих лам. Он научился не бояться подземных толчков, потому что в Перу почти каждый месяц случались землетрясения. Здесь он впиты- вал первые жизненные впечатления. За эти годы Поль привык считать себя сыном благородной испанской дамы и одновременно «перуанским дикарем». Он даже нахо- дил, что его профиль напоминает профили индейцев пле- мени инков. В 1855 году во Франции умирает дед художника, и Алина с сыном возвращается в Европу для вступления в права наследства. Гогены поселяются в Орлеане. Там мальчик учится в школе. Успехи его невелики, но препо- давателей он поражает своей необычной фантазией. Один из учителей заявил Алине: «Из этого ребенка выйдет либо кретин, либо гений». После школы образование Поль продолжает в кол- леже и по окончании его неожиданно заявляет матери, что хочет стать моряком. Однако в мореходное училище поступить он не смог, и в конце 1865 года ему пришлось пойти на флот в качестве военного курсанта. На судне «Лузитано» Гоген отправляется в Рио-де-Жанейро. Он ведет жизнь настоящего моряка, включая регулярное по- сещение портовых кабаков и притонов. В 1866 году Поль совершает кругосветное путеше- ствие. Он уже второй лейтенант. Морская служба зака- лила его. Среднего роста (метр и 63 сантиметра), он был хорошо сложен и мускулист. Гоген не любил выяснять от- ношения, но грубости не прощал. Однажды в ответ на не- справедливое замечание старшего по чину он схватил его за шиворот и окунул головой в чан с помоями. Но, как признавал позднее сам Поль, пять лет службы на флоте не принесли ему удовлетворения. И он выходит в отставку. Вернувшись домой, Гоген уже не застает мать в живых. Умирая, Алина поручила заботы о сыне давнему другу их семьи —финансисту Гюставу Ароза. Поля и его покрови- теля связывали дружеские отношения. У Гюстава была страсть к собиранию произведений искусства. Он обладал прекрасной коллекцией живописи, включавшей полотна Коро, Домье и Курбе, но особенно преклонялся перед Де- лакруа. Полю нравилось проводить время в уютной квар- тире Ароза, любуясь картинами. Еще во время службы на флоте он часто рисовал, просто повинуясь какому-то без- отчетному импульсу. Сейчас же тяга к искусству станови- лась все более сильной и осознанной. Младшая дочь Ароза, Маргарита, хотела стать художницей. Часто по воскресным дням молодые люди устанавливали свои мольберты в Вирофлейском лесу, и девушка обучала Поля азам живописи. Вскоре ее отец устраивает Поля на работу в контору знакомого биржевого маклера. Поль становится бирже- вым посредником и, надо сказать, прекрасно справляется с доверенным ему делом. Заработки растут, молодой че- ловек ведет размеренный благоразумный образ жизни, не ищет развлечений, разве что изредка посещает балы. метта-софия гад В конце 1872 года в семейном пансионе, где он столо- вался, Поль познакомился с гувернанткой — датчанкой Меттой-Софией Гад. Девушка эта была самоуверенная, с властным характером. Он увлекся ею. Вскоре молодые объявили о помолвке, а в ноябре 1873 года их брак был зарегистрирован парижской мэрией. Женившись, Гоген стал домоседом—часами читал или рисовал. Нельзя сказать, чтобыМетта одобряла подобное затворничество. Она была весьма тщеславна. Ей хотелось покрасоваться перед окружающими, щегольнуть наря- дами, услышать комплименты. Впрочем, Метта не жало- валась. Поль был внимательным и щедрым, никогда не отказывая своей жене в деньгах. Вскоре у них родился сын, которого назвали Эмилем. Для отца он стал постоян- ной моделью. В живописи Гоген продвигался вслепую, целый мир форм, красок, чувств бушевал в нем, но он не мог его уло- вить и отобразить. В 1876 году, в тайне от родных, он решил выставить одну из своих картин—«Лес в Варофле» на знаменитом Парижском художественном салоне. Уди- вительно, но это довольно среднего уровня любительское полотно было принято, а два отличных холста Эдуарда Мане жюри отвергло. Успеха не было, но появились новые знакомые. В го- стях у торговца картинами Дюран-Рюэля, покупавшего полотна художников, которых начали именовать «им-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==