№ 50 / Осень 2013
обратный отсчет СОДИС 39 прессионистами», Гогена представили КамилюПиссарро. Тот познакомил Поля с живописью художников- новаторов, решительно отказавшихся от приемов акаде- мической школы. Гоген без колебаний пошел в ученики к Писсарро. Начинающему художнику казалось, что великий ма- стер внезапно осветил ему путь — Гоген почувствовал, как с его плеч упал тяжелый груз. Занятия живописью не мешали работе Поля на бирже. Он по-прежнему преуспевал. На биржу он приезжал в двухместной карете. Метта родила ему еще троих детей, к которым Поль относился с огромной нежностью. Гоген тратил немалые деньги на приобретение картин, ходил на выставки, в галереи, музеи, изучал, размышлял. До недавнего времени, с легкой руки некоторых совре- менников Гогена, было принято считать, что он добро- вольно оставил службу на бирже, чтобы стать свободным художником. Это не так. Гоген не уволился — он потерял работу в связи с разразившимся в то время финансовым кризисом. Несколько месяцев Поль безуспешно пытался найти новое место. Сбережения быстро таяли. Метта с детьми переехала в Копенгаген к родственникам. Вскоре за ней последовал и Гоген, но его надежды найти в Скандинавии работу и поддержку родственников жены вскоре рухнули. Они не- навидели и презирали его, ничуть не стараясь скрыть свои чувства. Но Гоген был слишком привязан к жене и детям, чтобы поставить крест на семейной жизни. Он решил вер- нуться в Париж, добиться там успеха и восстановить раз- рушенный семейный очаг. Напрасные надежды. В столице с работой ему по-прежнему не везло. Жил он щедротами случайных знакомых и очень радовался, получив место расклейщика афиш. бедный художник Прошел год с момента возвращения Гогена из Дании. Поль решил стать профессиональным художником. За этот год он смог представить новые работы на очередную выставку импрессионистов, проходившую летом 1886 года. Среди его девятнадцати картин особенно выделя- лись «Купальщицы», «На утесе» и несколько натюрмор- тов с изображением цветов. К этому времени относится и разрыв Гогена с импрессионистами и Писсарро. У Поля теперь не было наставника, но он чувствовал себя доста- точно сильным, чтобы стать для самого себя учителем. Заняв денег у родственников, он отправляется в Бре- тань в Понт-Авен. Гоген много работает, и среди худож- ников, образовавших там целую колонию, его авторитет и влияние неуклонно растут. Вернувшись в Париж, он снова вынужден влачить нищенское существование. Его кар- тины не продавались. Порой он ел раз в три дня. В одной из художественных галерей Монмартра Гоген знакомится с тридцатитрехлетним голландцем по имени Ван Гог. Они сразу подружились и обменялись подарками — со сто- роны Ван Гога это были два варианта «Подсолнухов». Ван Гогу, как и Гогену, ничего не удавалось продать из своих работ, но, одержимый неистовой страстью творчества, он писал полотно за полотном. Гоген мечтает вырваться из серого, сумрачного Па- рижа в солнечные страны, где свободная природа щедро расточает свои дары. Ему не дают покоя воспоминания о Перу. Он уговаривает своего приятеля Лаваля отпра- виться с ним путешествовать, расхваливая сказочную лег- кость жизни в экзотических странах. Их выбор пал на Панаму. Увы, действительность ока- залась куда более суровой и прозаичной, чем представля- лось Гогену. В Панаме уже четыре года шло строитель- ство знаменитого канала. Стройка привлекала множество людей из самых различных стран. Всё в Панаме стоило до- рого — и одежда, и провизия, и кров в захудалых отелях. Чтобы добыть средства для существования, им пришлось взять в руки кирки и трудиться, как чернорабочим. На- дежда спокойно поработать у мольбертов таяла на глазах. В поисках благополучного места друзья перебрались на небольшой островок Табога, расположенный вблизи по- бережья. Но и там условия были чудовищные. Оба забо- лели желтой лихорадкой, у Гогена к тому же началась дизентерия (от последствий этой болезни он так никогда и не избавился). Следующим местом жительства был остров Мартиника, где Гоген заболел болотной лихорадкой. Ивсе-таки ему уда- ется выстоять не только физически, но и морально. Просто поразительно, что художник нашел в себе достаточно сил, чтобы писать на Мартинике картины, которые ныне зани- мают почетное место в его творчестве. Это, прежде всего, «На берегу пруда», «Берег моря», «Манго, или Сбор фрук- тов», натюрморт «Цветы экзотические и цветы красные». Да, Гогену пришлось пройти через муки крушения на- дежд, нищету, болезни, но произошло главное — он, на- Художник нашел в себе достаточно сил, чтобы писать на Мартинике картины, которые ныне занимают почетное место в его творчестве. Это, прежде всего, «На берегу пруда», «Берег моря», «Манго, или Сбор фруктов»
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==