№ 50 / Осень 2013
обратный отсчет OPEN №50 2013 40 конец, обрел свой стиль в живописи. Силы его, однако, были на исходе, а денег на обратную дорогу он не имел. Ни Метта, ни друзья о финансовой помощи в письмах даже не упоминали, и тогда Гоген предложил свои услуги в качестве матроса капитану одного из кораблей, направ- лявшихся во Францию. В середине ноября 1888 года художник возвращается в Париж, где он снова сближается с Ван Гогом. Скоопери- ровавшись, они вместе едут работать в Арль. Предусмо- трительный Гоген, организовывая финансовую сторону их быта, выделил деньги на «ночные профилактические прогулки», имея в виду посещения местного борделя. Кризис в отношениях Гогена и Ван Гога наступил в конце декабря 1888 года и был связан с начавшейся душев- ной болезнью голландца. Однажды в кафе Винсент бро- сил в голову Поля свой стакан с вином, но Гоген успел увернуться. Схватив Ван Гога в охапку, он отвел его домой, где тот сразу же заснул. На следующий вечер, гуляя по площади, Гоген услышал за спиной знакомые шаги. Он обернулся в тот самый момент, когда Винсент бросился на него с открытой бритвой в руке. Встретив- шись взглядом с Гогеном, он развернулся и побежал домой… Дальнейшее напоминает какую-то фантасмаго- рию. Ван Гог отрезает себе мочку левого уха. Затем, оста- новив кровотечение и вымыв отрезанный кусок, отправ- ляется в дом терпимости и отдает его одной из девиц со словами «Бережно храните это»… В результате всего Гоген покидает Арль и возвращается в Париж. 27 июля 1890 года, не выдержав борьбы со своим безу- мием, Ван Гог совершил самоубийство. Гоген встретил эту весть довольно равнодушно. остров таити Личная жизнь Гогена по-прежнему не ладилась. Метта не хотела к нему возвращаться. В поисках новых сюжетов и впечатлений художник, с детства влюбленный в экзотику, решает уехать в Океанию. В середине мая 1891 года пароход «Океания», на борту которого находился Гоген, бросил якорь в порту Нумеа, в Новой Каледонии. Оттуда на воен- ном корабле «Ла Вир» Поль добрался до Таити, в то время французской колонии. В городе Папеэте он снял хижину. С самого начала жизнь Гогена на острове не удавалась. Язык маорийцев Поль усваивал плохо. Большой пробле- мой было питание: еда дорогая, а охотой, как Поль наде- ялся вначале, он жить не мог, так как, кроме крыс и не- скольких бродящих на свободе свиней, на острове не было никакой дичи. И все-таки постепенно Гоген осваивался. Он писал пейзажи, но чаще всего людей, которые его окружали. Обнаженные женщины, сидящие на пороге хи- жины, таитяне за миской «попои» (супа)... Ни в выборе тем, ни в их трактовке художник не стремился к экзотике. Он писал маорийцев, погруженных в заботы будничной жизни, и тем не менее под его кистью возникал Эдем и время, когда мир был юн, а люди жили в тесном единении с землей и небом. Вскоре Поль встретил женщину, тронувшую его сердце. Во время поездки по острову он остановился в хи- жине, хозяин которой предложил сорокатрехлетнему ху- дожнику в жены свою тринадцатилетнюю дочь. Девушку звали Техура—она была прекрасна своей пер- вобытной красотой. Общаясь с ней, Гоген познавал душу маорийской расы. Он непрерывно писал девушку. Писал ее вдвоем с подругой на прибрежном песке («Таитянки на песке»), в кресле со склоненным задумчивым лицом, во весь рост с маорийским мальчуганом на плече («Аве Мария»). С нее же он написал одно из лучших своих творений — кар- тину «Манао тупапау» («Дух умерших бодрствует»). Денег у художника почти не осталось. Он питался крайне скудно, поседел и сильно исхудал, у него появились симптомы болезни сердца. Метта долго не писала ему, а когда, наконец, прислала небольшое письмо, то лишь для того, чтобы попросить отправить ей таитянские картины. За время своего пребывания на острове Гоген создал в общей сложности шестьдесят шесть картин. Но дольше оставаться на Таити он не мог. На кону стояло не только его здоровье, но и сама жизнь. Благодаря усилиям друзей в Па- риже министерство внутренних дел Франции согласилось взять на себя расходы по репатриации «художника, оказав- шегося в бедственном положении». Вскоре корабль уносил Поля от пристани в Папеэте и рыдающей на ней Техурой. дом наслаждений В начале ноября в одной из парижских галерей Гоген выставил сорок одну картину, все они были написаны на Таити. Художник был уверен, что публика сразу оценит его полотна и он получит признание, которое положит конец его заботам, нищете, горестям и разлуке с семьей. Увы, он ошибался. Его не поняли. Картины вызывали у зрителей недоумение. Сдерживая смешки, они лишь по- качивали головами, разбирая названия на маорийском языке. «Если хотите позабавить ваших детей, сводите их на выставку Гогена, — писали газеты. — Они посмеются, глядя на раскрашенные картинки с изображением четве- роруких самок, возлежащих на бильярдном сукне». За время своего пребывания на Таити Гоген создал в общей сложности шестьдесят шесть картин
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==