№ 50 / Осень 2013
классик СОДИС 59 Тем временем бабушка настойчиво добивалась возвра- щения внука в лейб-гвардейский Гусарский полк. В конце концов ее усилия увенчались успехом, и весной 1838 года Лермонтова переводят в прежний полк, стоявший в Цар- ском Селе под Петербургом. Из ссылки поэт привез эпическую поэму «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», которая была написана, по словам Лермонтова, за три дня — когда из-за болезни он не мог выходить из дому. Напечатать ее удалось только после за- ступничества влиятельного в придворных кругах поэта Василия Жуковского. Но даже при этом цензура не раз- решала поставить под произведением имя автора: он все еще был в опале. Вскоре после возвращения в столицу Лермонтов начал сотрудничать с журналом «Отечественные записки». Именно в них была напечатана бо / льшая часть стихотворе- ний, опубликованных при жизни поэта, а также повести «Бэла», «Тамань» и «Фаталист», вошедшие впоследствии в роман «Герой нашего времени». Белинский, который вел в журнале критический отдел, несколько раз встречался с Лермонтовым и был поражен его интеллектом и широтой кругозора. Произведения поэта приводили его в восторг. Вместе с тем критик от- давал себе отчет в том, что имеет дело, в общем-то, с очень молодым человеком, который чаще всего повинуется лишь бушующим в его груди страстям. Белинский писал одному из своих приятелей: «Женщин он ругает: одних за то, что дают, других за то, что не дают… Пока для него “жен- щина” и “давать” — одно и то же…Печорин — это он сам, как есть». Лермонтов вверял бумаге каждое движение души. Он всюду набрасывал обрывки мыслей и стихотворений, пользовался каждым клочком бумаги. Многое погибло
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==