№ 50 / Осень 2013

OPEN №50 2013 8 Окаёмовы дни / Театр им. Евг. Вахтангова Пьеса Александра Афиногенова «Машенька» рассказывает о девочке-подростке, нежданно-негаданно приехавшей к своему дедушке, который знал о ней только из писем. В постановке театра Вахтангова акценты сместились в пользу академика Петра Михайловича Окаёмова, внезапно обретшего внучку. Новое название оказалось логич- ным еще и потому, что режиссер Родион Овчинников выбрал роль Окаёмова для Влади- мира Этуша. В спокойном величии и мудрости старейшего вахтанговского актера — мера всех вещей. Действие происходит в предвоенные годы. Про таких, как академик Окаёмов, еще тогда говорили — «из бывших». Но время больших личностей не кончается. Этуш играет человека непоколебимых принципов и внутренней порядочности. Играет есте- ственно и негромко, заставляя прислушиваться к фразам, звучащим на вес золота. «Служу своему Отечеству. К государственным устройствам не имею отношения». «Глу- пым скучно самим с собой, они тянутся в муравейник. Умному никогда не скучно». Чудаки / Малая сцена Театра им. Маяковского Режиссер Юрий Иоффе увлекся психологическими парадоксами пьесы Максима Горь- кого, поставив на Малой сцене театра Маяковского живой, яркий спектакль о человече- ских странностях. Люди, собравшиеся вместе по воле драматурга, такие разные, что кон- фликты неизбежны. К тому же многие успешно ведут двойную игру, обостряя ситуации. Балагур Вукол Потехин (обаятельный Виктор Власов) скрывает под маской весельчака сущность мизантропа. Его сын Николай (Игорь Евтушенко), мрачный, циничный земский доктор, неожиданно проявляет романтические порывы, страдая от неразделенной любви. В отличие от несчастного врача, писатель Мастаков (Евгений Парамонов) успе- шен и в литературных, и в сердечных делах. Его жена Елена (вдумчиво и тонко играемая Натальей Филипповой), все зная, старается относиться к изменам мужа как к шалостям ребенка. Правда, хорошую мину при плохой игре долго сохранять не удается. Египетская марка / Мастерская П. Фоменко Взволнованный поток сознания повести Мандельштама — слишком тонкая материя для перевода на театральную сцену. Но в «Мастерской Петра Фоменко» нашли подход к слож- нейшему тексту, превратив его в череду театральных метафор. Идею спектакля подал еще Петр Фоменко. Стажер Дмитрий Рудков за идею ухватился, а Евгений Каменькович стал руководителем постановки. Главный герой, поэт Парнок (Федор Малышев), одновре- менно существует в непараллельных пространствах. В его богатом воображении оживают образы золотой Античности, играют маски итальянской комедии дель арте, звучат чув- ственные оперы Моцарта. Чарующая певица Бозио (Роза Шмуклер) поет о неземной любви. В реальности все беднее и страшнее. Портной не отдает сшитый костюм из-за не- доплаченного пятака. Стены злобно щетинятся оживающими рукавами и манишками. Пиджаки и рубахи движутся кровавым строем. Жестокая, безликая масса наступает со всех сторон, сметая все на своем пути. На дворе 1917-й. Хрупкому, ранимому поэту нет места на земле. Мушкетеры / РАМТ Герои нового спектакля РАМТа словно сошли со страниц знаменитого романа Дюма. Мо- лодость, прямодушие, смекалка и ловкость отважной четверки достойны восхищения. Мушкетеров захватывает энергия честного боя. Звенят шпаги, сверкают клинки и эфесы… В постановке Андрея Рыклина фехтование похоже на балет. Действие несется стреми- тельно. Любовные страсти, придворные интриги, рискованные авантюры… Без взмахов шпаг не обходится ни одно событие. Дощатые подмостки, придуманные сценографом Станиславом Бенедиктовым, напоминают о старинном театре. А в богатых костюмах, соз- данных художницей Валентиной Комоловой, остроумно обыграна мода семнадцатого века. Во всем великолепии наряды дам и кавалеров предстают в сцене бала, где коро- лева демонстрирует драгоценные подвески. Те самые, из-за которых мушкетерам при- шлось пережить немало приключений. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==