№ 51 / Зима 2013-2014

VIP-ВОЯЖ OPEN №51 2013–2014 114 В Ангкор-Тхом мы въехали на слоне, как какие-нибудь ма- гараджи. Все здесь было огромным, под стать нашему слону: широкий мост, дорога, черная башня ворот. Башня смотрела на нас человеческим лицом, одобрительно улыбаясь, — на- верное, ей нравились слоны. Потом перед нами возник Байон. Сначала он показался бесформенной грудой камней. Затем пространство начало оформляться, лестницы уводили в таин- ственные недра галерей, пятна света оживляли барельефы — на них шли слоны и люди, танцевали апсары, сражались воины. На верхней террасе груды камней сложились в башни, стоящие на разных уровнях. Их было очень много, на каждой вырезано по четыре огромных лица, и все они смотрели на нас с загадочной улыбкой — «улыбкой Байона». Лица были похожими, они обступали нас со всех сторон. Когда солнце скрывалось, выражение лиц менялось. Под ними зияли чер- ные проемы входов, галереи выводили к новым башням, которые тоже смотрели. Они смотрели понимающе и добро- желательно, но все-таки было не по себе от этих огромных каменных лиц. Мы тихонько спустились вниз, обошли все, что поло- жено, — террасы, храмы, пирамиду с руинами дворца, пруды с лотосами и белыми гусями. Но казалось, что бодхисаттвы все следят за нами, не отводя своих каменных глаз, и улыбаются вечной улыбкой… взлетающий дракон Домой мы возвращались через Вьетнам. Во времена Кам- буджадеши он был Дайвьетом, а его столица, построенная в 1010 году, носила имя Тханглонг — «Взлетающий дракон». Именно туда мы и прилетели — в современный Ханой. Дракон во Вьетнаме — уважаемое существо. Считается, что именно от него пошла нация вьетов. К мистическому со- звездию он не имеет никакого отношения, зато украшает крыши пагод. Город-Дракон оказался приятным местом, с парками, пагодами, лотосовыми озерами, лодками на Крас- ной реке. Узкие фасады, колониальные особняки, колоритные улочки-рынки. Мы погуляли по озеру Возвращенного Меча, посмотрели на храм Нефритовой Горы и башню Черепахи, не слишком вникая в пути развития вьетнамского буддизма и всех остальных мыслимых и немыслимых религий и фило- софий, существующих в этой стране. В Ханое 600 буддийских пагод, но мы устроили маленькое путешествие и поехали в Бут Тхап, один из самых любимых вьетнамцами храмов. Он затерялся среди рисовых полей на берегу реки Дуонг. После громады Ангкора здесь все каза- лось крохотным и изящным: ворота-пагода и погоды-домики с изогнутыми черепичными крышами, стройная пагода- колокольня, похожая на маяк, миниатюрные горбатые мо- стики над миниатюрными прудиками с лотосами и золотыми рыбками, бронзовые журавлики на черепахах, пальмы, бон- саи, львы «шау» — все это было похоже на резную шкатулку. У алтаря мы увидели вьетского Авалокитешвару. Здесь Бод- хисаттва сострадания был женщиной, звался Куан Ам, имел тысячу рук и тысячу глаз по одному на каждой ладони. Ис- кусные резчики создали его в 1656 году. На обратном пути мы заехали в тысячелетний храм- монастырь Дау. Главной реликвией храма стал его настоя- тель, который в 1639 году умер во время медитации. «Если тело мое не начнет тлеть, оставьте меня здесь, чтобы я вечно возносил молитвы Будде!» — сказал он ученикам, когда по- чувствовал приближение смерти. Он так и сидит в маленькой пагоде, превратившись в мумию. На его лице улыбка, неуло- вимо похожая на улыбку Байона… После обеда нас ждало главное событие — ритуал лендонг. Это таинство «Дао-мау», древнего культа богини-матери. Буддизм не мешает вьетнамцам помнить о духах предков и богах разных стихий. Следуя традиции Дао-мау, они покло- ЕСТЬ ИДЕЯ!

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==