№ 51 / Зима 2013-2014

классик OPEN №51 2013–2014 58 нятиям Верди относится спустя рукава. Общеобразова- тельные предметы его мало привлекают. Джузеппе инте- ресует только музыка. Часами упражняется он сидя за привезенным из дома пианино. Великодушный Барецци записывает Верди в городскую музыкальнуюшколу, и под руководством ее директора, до- вольно опытного органиста и педагога, мальчик изучает основы композиции и контрапункта. К пятнадцати годам дальнейшая судьба Верди понятна. Он будет композито- ром. Юноша уже сочинил свои первые произведения — марш, хоральные прелюдии, симфонию. Он все чаще бывает в доме Барецци: во-первых, потому, что там собираются члены городского «Филармонического общества», во-вторых, его привлекает юная дочь Барецци, Маргерита, с которой он занимается музыкой. Эта нежная, застенчивая девушка, с красивыми черными глазами и тон- кими чертами лица, тоже испытывает к своему учителю чувство большее, нежели простую симпатию. Между ними зарождается любовь. Развивается и талант Верди. Для дальнейшей учебы ему надо ехать в Милан. Барецци готов оказать финансовую помощь. Стипендию на четыре года согласно выплачивать и местное благотворительное общество. большая неудача Так жарким июньским днем 1832 года Верди оказыва- ется в Милане и сразу же подает заявление о поступлении в Королевскую консерваторию. Увы, вступительные ис- пытания он не выдерживает. Комиссия не видит в нем «ис- ключительных способностей к композиции», зато нахо- дит недостатки в технике игры на фортепиано. Неудача сильно ранила восемнадцатилетнего музыканта. До конца своих дней он не простит близоруких миланских профес- соров. Но не возвращаться же домой побежденным. И Верди начинает брать уроки у известного композитора, преподавателя консерватории Винченцо Лавинья. Джузеппе ведет жизнь затворника. Кроме учителя, посе- щает только театр «Ла Скала», где идут оперы Беллини, До- ницетти, Россини. Чтобы расширить свои музыкальные по- знания, Верди переписывает сочинения великих композито- ров: Баха,Моцарта, Генделя, Бетховена.Онжаждет славы, но еще больше денег, чтобы выбраться из тисков бедности. Этот период миланской жизни, эти четыре года, про- веденные с Лавинья, определяют характер Верди. Если и прежде он был замкнутым, то теперь делается еще более нелюдимым. Все, чем он обладает, — это его талант, а также желание и упорство, которые не имели границ. Верди как-никак двадцать три года, и его угнетает отсут- ствие успеха. В его возрасте Россини был уже знаменит, Моцарт прославлен на весь мир, Беллини признан много- обещающим талантом. Ну, а ему, Джузеппе Верди, при- ходится радоваться месту учителя музыки в Буссето, ко- торое он получил после долгих хлопот… джузеппе и маргерита Весной 1836 года Верди женится на Маргерите Ба- рецци. В это же время композитор заканчивает сочинять свою первую оперу — «Рочестер». Отправить ноты в «Ла Скала» Верди не решается и посылает рукопись в театр Пармы, но оттуда приходит отказ. Через год у Верди рождается дочь Вирджиния, а летом 1838-го на свет появляется сын Ицилио. Но счастье сме- няет трагедия: от воспаления легких умирает Вирджиния. Верди кажется, что мир вокруг него рушится. Маргерита едва не сходит с ума от горя. Чтобы спасти себя и семью, они решают изменить жизнь и переезжают в Милан. В столице Ломбардии Верди почти невозможно за- стать дома: с утра он отправляется в «Ла Скала», обивает пороги у импресарио, посещает кафе, где собираются сливки театрального мира, предпринимает все возмож- ное, чтобы подписать контракт — Верди заканчивает новую оперу «Оберто, граф ди Сан-Бонифачо». Ему удается добиться прослушивания у знаменитого им- пресарио «Ла Скала» Бартоломео Мерелли, и тот соглаша- ется принять оперу к постановке. Вновь оживают надеждына успех. Но тут от неизвестной болезни скоропостижно уми- рает маленький Ицилио… Это похоже на злой рок. Марге- рита не встает с постели; Верди же не может позволить себе предаться горю, потому что полным ходом идут репетиции «Оберто», с утра до вечера он должен быть в театре. 17 ноября состоялась премьера. Спектакль проходит с успехом, публика аплодирует, но критики очень сдер- жанны. Тем не менее молодой Верди законно вступает в итальянский музыкальный мир. Мерелли предлагает ему контракт на два года с обязательством сочинить три оперы. Это очень трудная задача, но у Верди нет выбора— он остро нуждается в деньгах. И вот на свет появляется комическая опера «Король на час». Либретто этой оперы можно определить одним словом— галиматья, но Верди пока еще не может навязы- вать свою волю либреттистам. Работает он упорно, но без всякого вдохновения. О каком вдохновении вообще может идти речь, когда все мысли его сосредоточены на состоя- нии здоровья Маргериты? После смерти сына она так и не сумела оправиться, а теперь снова слегла в постель. В се- редине июня 1840 года Маргерита умирает. вавилонский плен Публика освистала «Короля на час». Опера действи- тельно была неудачной —манерной, лишенной фантазии, порой даже вульгарной. Разгромные рецензии в газетах настолько оскорбили и обозлили молодого композитора, что он принял решение покинуть Милан. У Верди не оста- лось никаких надежд на успех. Однако Мерелли удается убедить его еще раз попытать счастья. И новая опера, под названием «Набукко», приносит Верди признание.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==