№ 52 / Весна 2014

OPEN №52 2014 8 «Кант» На большой сцене Театра им. Вл. Маяковского выстроено загадочное пространство — сценограф Сергей Бархин спроектировал шесть красных секторов амфитеатра для зри- телей и маленькую площадку для игры актеров. Шестигранник не случаен. Совершен- ная геометрическая фигура — символ симметрии и идеального мироздания, эмблема трансцендентной мудрости. Может показаться, что степенные господа в париках и кам- золах XVIII века, расположившиеся в центре за круглым столом, собрались на заседание тайного общества. Нет, они всего-навсего обедают. Хозяин дома философ Иммануил Кант (Михаил Филиппов) запрещает гостям говорить о работе. О философии — ни слова. Тем не менее драматург Марюс Ивашкявичюс нашел удачный способ поведать о научной деятельности своего героя. В почтенное общество внезапно вторгается наивная девушка Фоби Грин (Юлия Соломатина) с томиком «Критики чистого разума» в руках. Настойчиво звучит ее наивный вопрос: «О чем эта книга?» Постановка режиссера Мин- даугаса Карбаускиса предлагает несколько увлекательных вариантов ответа. «Удивительное путешествие кролика Эдварда» Кролик Эдвард — фарфоровая игрушка, подаренная девочке Абилин. Малышка настолько полюбила необычную куклу, что невольно наделила ее человеческими чертами. В спек- такле МХТ им. А. П. Чехова, поставленном Глебом Черепановым по книге американской писательницы Кейт Ди Камилло, Эдвард и сказочное существо, и личность с непростым характером и своими взглядами на жизнь. Актер Александр Молочников увлечен своей ролью так, будто играет не сказку, а психологическую драму. Детский спектакль подни- мается до серьезных взрослых проблем. О любви, смерти, об изменчивости мира, о том, как важно оставаться собой, о том, как это непросто, рассказывается без малейшей тени дидактики и занудства. Легко, иронично, порой грустно, порой смешно проходит кролик Эдвард сквозь череду испытаний. Дно океана, огородная грядка, цирк, царство теней, ан- тикварная лавка… Куда только не заносит очеловеченную игрушку причудливая судьба. И, как водится в большинстве сказок, все заканчивается хорошо. «Укрощение строптивой» Старую пьесу Шекспира в Театре наций поставили на новый лад. По воле фантазии режиссера Романа Феодори комедию разыгрывают в гарнизоне российской армии. Само собой, штраф- ник в роли Петруччо (Рустам Ахмадеев), повариха в роли Катарины (Чулпан Хаматова), как и их сослуживцы в остальных ролях, позволяют себе вольности в обращении с классиком. Хохмы устраивают такие, что сам Шекспир не только в гробу перевернулся, но ожил и «пошел в атаку». В роли Шекспира — жена генерала. Меняя маски и исторически проработанные ко- стюмы, появляется она то Джульеттой, то Гамлетом, то Отелло, то королем Лиром. Пра- вильно, выдерживая мхатовские паузы, она читает трагические монологи. Многоликую даму виртуозно играет Ольга Волкова. После каждого номера, сбрасывая с себя маску, назидатель- ным тоном она обращается к генералу-режиссеру (Владимир Еремин): «Понимаешь, как надо играть?» И армейское представление все-таки усваивает шекспировский стиль. Финальный монолог Катарины, укрощенной любящим супругом, звучит вполне классически. «Сны поэта Левитанского» Режиссер Олег Кудряшов составил по стихам Юрия Левитанского театральное действо о дорогих воспоминаниях, сомнениях, надеждах, разочарованиях и прозрениях. Персонажи по именам не названы. Играют Дмитрий Куличков (Он), Елена Камбурова (Она), Евгений Павлов (Иронический человек) и женский вокальный квартет. Стихи, классическая му- зыка, уютные декорации… Все создает щемящую ностальгическую атмосферу. Предме- тов на сцене Театра музыки и поэзии немного — несколько стульев, оконная рама, лест- ница, оранжевый абажур, но география спектакля обширна (художник — Александра Да- шевская). Действие переносится то в старомосковскую квартиру, то на заброшенный полустанок, то в дореволюционный театр, то в послевоенный, сияющий победным лико- ванием весенний парк. Настроение меняется, словно интонация человека, искренне и взволнованно рассказывающего о себе. Лирическое Я одного из самых тонких поэтов XX века раскрывается во всей полноте. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==