№ 54 / Осень 2014

OPEN №54 2014 6 Укрощение строптивой / Большой театр Французский балетмейстер Жан-Кристоф Майо представил на Новой сцене Большого теа- тра свою версию шекспировской комедии — современную, яркую, острую. Сюжет о ссорах и примирениях влюбленных располагает к самым невероятным выходкам, а танец утри- рует парадоксы людской психологии. Танцуют не только артисты, но даже декорации. Ху- дожник Эрнест Пиньон-Эрнест снабдил кордебалет белыми треугольными призмами, пе- ремещающимися с места на место. Но главная находка постановки — музыка Дмитрия Шостаковича (использованы фрагменты из разных его произведений). Мощная энерге- тика звучаний советского классика — мощный источник энергии (дирижер Игорь Дронов). Праздничная суета в таком аккомпанементе приобретает экстатический накал. Ссора се- стер, выбирающих женихов, оборачивается нешуточной борьбой амбиций. А укрощение строптивой Катарины (Екатерина Крысанова) не менее строптивым и своенравным Петру- чио (Владислав Лантратов) грозит перерасти в битву вселенского масштаба. Машенька / Театр Моссовета Двадцатые годы прошлого века. Берлинский пансион, заселенный русскими эмигрантами. Скуд- ный быт, тревожная неопределенность. Утонченному Ганину (Иван Ивашкин) явно не по себе среди чужих людей, оказавшихся с ним рядом. Убежать от надоедливой повседневности воз- можно только в воспоминания. И он заново проживает то, что с ним было давно, в России. Юно- шеский роман со смешливой, шустрой Машенькой (Надежда Лумпова) кажется самым ценным в жизни. Но стоит Машеньке появиться в настоящем (теперь она жена одного из постояльцев пан- сиона), иллюзии рассеиваются. Режиссер Иван Орлов, поставивший роман Владимира Набокова на «Сцене под крышей» Театра Моссовета, использовал все преимущества камерного простран- ства. Актеры естественны, музыканты играют негромко, детали декораций видны как на ладони. Есть у спектакля еще один своеобразный камертон — выдающийся Владас Багдонас, играющий писателя Подтягина. В его сдержанном спокойствии столько скрытого трагизма, что не поверить в безысходность многих эмигрантских судеб просто невозможно. Гиганты горы / Мастерская Петра Фоменко Последняя, неоконченная пьеса Луиджи Пиранделло — сплошная загадка. Зачем состоя- тельной графине понадобилось становиться первой актрисой бродячей труппы? Как эта труппа попала в местность, населенную привидениями? Что хочет от людей и духов маг Котроне? И кто такие гиганты горы, на сцене не появляющиеся? Спектакль «Мастерской Петра Фоменко» не только не дает ответов, но мастерски нагнетает тайны. «Истина не то, что вокруг, а то, что каждый создает вокруг себя», — утверждал Пиранделло. Постанов- щики Евгений Каменькович и Полина Агуреева (она же исполнительница главной роли) провели эту мысль через все действие. Страстный творческий порыв уносит героев далеко от реальности. Графиня Илсе самозабвенно играет «Сказку о подмененном сыне», а белые духи с виллы «Отчаяние» глубокомысленно комментируют представление. Люди превра- щаются в теней, тени — в людей, откуда-то с неба спускаются бледнолицые куклы в пыш- ных одеждах. Мир кажется жутким, но завораживающе красивым зазеркальем. Все другие и собака / ГАЦТК им. С. В. Образцова Художница Евгения Шахотько и режиссер Борис Константинов увлеклись веселыми пара- доксами детской поэзии Вадима Левина и Ренаты Мухи и сочинили яркий калейдоскоп сценок об исполнении всех хороших желаний. На спектакле ГАЦТК им. С. В. Образцова можно попасть на дно морское в гости к семейству крабов. Или послушать, как лошадь играет на виолончели. Можно увидеть облако в виде слона и посчитать вместе с мышами дырки в сыре. А еще проследить, как по ночам бабушка и дедушка превращаются в ми- стера и миссис Бокли, устраивая целый детектив из-за мешков с орехами. Времена года сменяются своей чередой и сулят одни удовольствия. Зимой — лыжи. Весной — дождик, похожий на забавный аттракцион. Летом — поход. Осенью — день рождения. Самый за- ветный подарок — щенок, выросший к концу представления в огромную забавную собаку. В семье маленького Алешки все друг друга любят, царит идиллия. А страхи живут где-то далеко, в лесу, где настороженная сова много замечает, но все больше молчит. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==