№ 53 / Лето 2014
OPEN №55 2014–2015 8 Мария Сокологорская. Музеи Голландии. Серия «Великие музеи мира». — М.: Слово/SLOVO Этот альбом — продолжение легендарной серии «Великие музеи мира» и первое отечественное издание, посвященное двум самым известным художественным собраниям Голландии — амстердамскому Рейксму- зеуму и гаагскому Маурицхейсу. Они знамениты в первую очередь уникальными коллекциями «родных» живописцев — нидерландских, голландских, фламандских. Все нюансы, детали, различия между эпохами, школами и традициями подробно описаны в прекрасном предисловии, вступлениях к каждому разделу и комментариях. Знакомиться с книгой лучше всего просто перелистывая страницу за страницей. Самое за- мечательное — особый сдержанный колорит: отражение сумрачных, затянутых облаками небес, блики на волнах неласкового моря, цвета земли, чуть блеклая зелень… Получается неповторимое сочетание холод- новатых серо-жемчужных оттенков и теплой охристой гаммы. Здесь свой особый свет, свой темперамент, философский взгляд на природу и человека — вдумчивый, внимательный, погружающий в суть вещей. Даже заказные портреты редко становятся витриной тщеславия и безудержным комплиментом капризным заказчикам — истина, правда жизни дороже! Именно у этих мастеров так важны детали обыденного кре- стьянского быта и нехитрые радости горожан, непарадные портреты простых, совсем незнатных людей, вир- туозные натюрморты и скромные неяркие пейзажи, завораживающие волшебной соразмерностью и гармо- нией. Особого внимания заслуживает, разумеется, великолепная четверка — Рембрандт, Халс, Стен и Вер- меер. Тут они представлены во всей возможной полноте и великолепии. Соломон Волков. Диалоги с Владимиром Спиваковым. — М.: Редакция Елены Шубиной Владимир Спиваков — человек Возрождения, талантлив во всем, чем занимается. Уникальный скрипач, он стал великолепным дирижером, кто бывал на его репетициях, уверяет, что у маэстро есть редкостный дар вдохновлять и вытягивать оркестрантов до своего уровня. Он умеет рассмотреть в совсем юных музыкантах незаурядные способности, а потом тактично поддержать и помочь таланту развиться. А еще Владимир Тео- дорович — блестящий собеседник, умный, парадоксальный. Спиваков глубоко знает поэзию, прекрасно чув- ствует музыку стиха. В компании философа он может часами говорить о философии, читал всех, от Платона, Аристотеля, Блаженного Августина, Декарта и Спинозы до Ницше, Флоренского, Бердяева, Сведенборга и Мамардашвили… Мало кто знает, что его знаменитый Кольмарский фестиваль родился из одной философ- ской беседы. В далеком уже 1988-м после сольного концерта мэр Кольмара пригласил музыканта на ужин. Оказалось, что градоначальник не только страстный меломан, но и доктор философии. Они нашли общий язык и придумали чудесный музыкальный праздник. Эта и еще множество других историй есть в книге. О том, как будущий создатель «Виртуозов Москвы» чуть не вылетел из консерватории за любовь к театру и игре на скрипке одной левой. О том, как пытался совмещать музыку и живопись. Как, сдавая экзамены на водительские права, использовал свой абсолютный слух… С соавтором Соломоном Волковым они однокурс- ники, вместе учились в консерватории, поэтому разговор получился откровенный, острый, страстный, пара- доксальный. О любви и власти, о предательстве и благородстве, политике и вдохновении. И о музыке, кото- рая приносит гармонию в этот жестокий мир. Мэттью Стерджис. Обри Бердслей: Биография. Пер. с англ. — М.: КоЛибри Шестилетнего мальчика родители впервые привели на воскресную службу в Вестминстерское аббатство. Ре- бенок сидел тихо, внимательно разглядывая скульптуры и разноцветные окна. Когда служба закончилась, он начал выспрашивать у родителей о статуе человека, которая стояла совсем рядом с их скамьей — кто, как, почему. Потом заинтересовался сюжетом одного из витражей. По дороге домой семейство было потря- сено вопросом: малыш решил уточнить, будет ли после смерти изготовлен его скульптурный портрет или витраж с сюжетами из его жизни. Потерявшим дар речи родителям доходчиво объяснил, что когда-нибудь обязательно станет великим человеком. Первой пришла в себя мать, она спросила, какую конкретно форму он предпочел — скульптуру или витраж. Сын, чуть подумав, заявил: «Скульптуру, конечно, я ведь красивый мальчик». Возможно, это легенда, одна из тех, которыми практически всегда обрастает жизнь каждой выда- ющейся личности. Одно несомненно — Обри Бердслей уже в раннем детстве знал, что обречен на яркую судьбу. Его стиль узнаваем с первого взгляда — стремительная лаконичная линия, контраст черного и бе- лого, объем удивительным образом возникает из кажущейся пустоты. И ничего лишнего — все детали дори- сует воображение зрителя. Его находки и открытия вдохновляли художников и дизайнеров весь ХХ век и продолжают вдохновлять уже второе десятилетие нового тысячелетия. Вундеркинд, самоучка, гений Берд- слей умер в 25 лет, в «возрасте цветка», как сказал о нем Уайльд. Эстетика, эклектика, эротика — он соеди- нил все это с легкостью мальчишки, который творит, как дышит, играючи. Он все успел — и зажечь, и упасть, и прославиться. Остались сотни изысканных рисунков, поэмы, проза, все его творчество — манифест нового времени. Книга — первая биография Бердслея на русском. Всего-то через 116 лет после его смерти. Из-за одной обнаженной фигуры Рисунок не выдержал редактуры, Это было обидно, но им лучше видно, Что будет полезно для нашей культуры. Этот ироничный лимерик тоже вышел из-под пера Бердслея. До сих пор актуально! Подготовила Клариса ПУЛЬСОН КНИГИ
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==