№ 53 / Лето 2014
OPEN №55 2014–2015 6 Сердце не камень / Театр Et Cetera В спектакле по пьесе Островского на сцене Театра Et Cetera — ряд массивных дверей. Огромных, дубовых, похожих на тесовые ворота. Жилище Потапа Потапыча Каркунова, купца-самодержца, сыгранного Петром Смидовичем смачно и ярко, не что иное, как огромный замок посреди темного царства. Все богатства — и несметные миллионы, и кра- савица жена — охраняются надежно. Декорации художника Владимира Фирера метафо- ричны. Двери не только заслон от внешнего мира, но и преграда свободе. Пленница Вера Филипповна (Анна Артамонова) — страдалица праведная, патриархальных законов нару- шать не смеет, в «золотой клетке» томится тихо и смиренно, словно царевна в Кощеевом логове. Но и в наглухо закрытое пространство проникают соблазны. И сердце, как гово- рится, не камень… Режиссер Григорий Дитятковский немного утрирует переживания пер- сонажей, по-доброму подтрунивает над стариной, наслаждается тонким юмором, заводит занимательную игру театра в театр, морализирует мягко и ненавязчиво. Тишина за Рогожской заставою / Театр музыки и поэзии Елены Камбуровой Фигуры актеров выступают из рассеянных лучей света, словно ожившие страницы альбома старых фотографий. Вот парнишка кудрявый, так и не успевший при- знаться в первой любви. Вот прощание комсомольцев перед смертным боем. Вот лихая игра дворовых мальчишек в кумиров танкистов… В Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой советские песни 1930–1950-х годов складываются в стройное действо, рассказывая о героике военных будней и тяготах ожиданий, об отчаянии, о вере и надежде несмотря ни на что. Поют под аккомпанемент аккордеона, ги- тары и виолончели. В аранжировках Олега Синкина и Александра Марченко (он же режиссер постановки) советская песенная классика приравнивается к классике общемировой. И потому «Темная ночь» Богословского, «На тот большак, на пере- кресток…» Фрадкина и вокализ на тему ноктюрна Шопена звучат как реквием по погибшим, по сломленным судьбам, по несостоявшейся любви. БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, или Женитьба Фигаро / Театр им. Евг. Вахтангова Владимир Мирзоев поставил в Вахтанговском театре «БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ, или Женитьбу Фигаро» Бомарше. Первая часть названия пьесы начертана заглавными буквами не слу- чайно. В комедию XVIII века вторглись приметы безумной современности. Ночные химеры и дневная явь оказались рядом. Контрасты обострились, смыслы усилились. Круговерть интриг похожа на череду испытаний — на стойкость характеров, силу чувств, ловкость и гибкость ума. Самое непростое — испытание властью. Властными чарами над Фигаро (Павел Попов) упивается Сюзанна (Полина Кузьминская). Власть кружит головы победите- лям в спорах, поединках и розыгрышах. Чем больше власти, тем опаснее. Граф Альма- вива, распоясавшийся от безграничной вседозволенности, теряет человеческий облик. Максим Суханов играет его ярко, гротескно, напоминая то коварного хамелеона, то кар- лика из жуткого подземелья, то остепенившегося бандита. Намек на нынешних царьков всех уровней угадывается сразу. Но комедия, немного похожая на сказку, оканчивается раскаянием побежденного, растерянного графа. Олимпия / «Мастерская Петра Фоменко» Пьеса Ольги Мухиной, поставленная в «Мастерской Петра Фоменко» — стре- мительный бег по новейшей истории России. За три часа сценического вре- мени проходит почти сорок лет. Олимпиада-80. Застой. Перестройка. Лихие девяностые. Подъемы. Падения. Неопределенное сегодня… Зрители следят не столько за сменой событий, сотрясавших страну, сколько за историей от- дельно взятого семейства. Режиссер спектакля ведущий актер «Мастерской Петра Фоменко» Евгений Цыганов пристально вглядывается в людские харак- теры, а переменчивую политическую погоду превращает в колоритный фон. Первая любовь героев, разлады родителей, ссоры и примирения… Все как у всех во все времена. Внешние обстоятельства ломают слабых — дело доходит до предательств и измен. Но на сильных духом социальные сотрясения не действуют. И на таких жизнелюбивых, терпеливых и всепрощающих, как Ба- бушка в исполнении Екатерины Васильевой, все в мире и держится. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==