№ 53 / Лето 2014

OPEN №56 2015 6 «Горе от ума» / Театр имени Моссовета Версия грибоедовской пьесы, появившаяся на сцене под крышей в Театре имени Моссовета, — спектакль о Фамусове. Об успешном, респектабель- ном господине, довольном своими умениями всегда оставаться на виду, льстить, подлаживаться к власть имущим и приумножать богатства. Вале- рий Яременко играет очень узнаваемый тип. Что в XIX веке, что сейчас такие всегда на плаву. Спектакль Александра Яцко (он и режиссер, и сце- нограф) смешал приметы давней эпохи и нашего времени. Обитатели и гости очень красивой ротонды Фамусова, выстроенной «под старину», чтут законы светского общества. Краха налаженного быта ничто не предве- щает. Но совсем скоро в окна и двери особняка ворвется гроза. И даже из- гнание бунтаря Чацкого (Артем Ешкин) не поможет вернуть утраченное спокойствие. «Двое на качелях» / «Современник» «После слова „любить“ сладчайшее слово на свете — „помогать“». Наверное, именно ради этой мысли, произносимой в «Двое на качелях», Галина Волчек вернулась к пьесе, которую она когда-то давно уже ставила. Тот спектакль вошел в историю театра. Новая история пьесы Уильяма Гибсона на сцене «Со- временника» только начинается. Чулпан Хаматова (Гитель) и Кирилл Сафонов (Джерри) ведут сложный диалог, признаваясь в самом сокровенном. Порой восторженно, порой мучительно. Она, доверчивая, наивная, немного нелепая неудачливая танцовщица с окраины Нью-Йорка, видит в возлюбленном спасе- ние от одиночества. Он, растерявшийся на жизненном перепутье, нуждается в ее нежности. Но качели чувств раскачиваются между настоящим и прошлым. Судьбоносная встреча чревата разлукой с самого начала. «Нюрнберг» / РАМТ В основе спектакля РАМТа — сценарий Эбби Манна для знаменитого фильма Стэнли Крамера «Нюрнбергский процесс». Важный, актуальный разговор на страшную тему и серьезен, и увлекателен. Режиссер Алексей Бородин углубляется в сложное психо- логическое исследование. Пытается разобраться в сплетении чудовищных мотивиро- вок. «Мы — это то, во что мы верим, что защищаем, даже если защищать это невоз- можно» — ключевая фраза постановки. И самым страшным участником трибунала становится не кто-то из подсудимых, а адвокат Рольфе, пытающийся оправдать то, что оправдывать немыслимо. Евгений Редько играет его мастерски, сгущая краски. Театр обостряет контрасты — заседания трибунала чередуются с картинами мирной жизни. Поворотный круг сцены переносит действие то на городскую площадь, то в ресторан (художник — Станислав Бенедиктов). Горожане веселятся, смеются над ка- баретными номерами и никак не могут насытиться праздником. Жажда мира на- столько сильна, что, кажется, чудовищным войнам уже никогда не повториться. «Кто боится Вирджинии Вулф?» / МТЮЗ Марта (Ольга Демидова) и Джордж (Игорь Гордин) боятся многого. Больше всего — себя. Своего возраста, своих неудач. Бегут в мир иллюзий, затевают опасные игры, дразнят и подзуживают друг друга. Долгая супружеская жизнь порядком измучила обоих, и неот- вязная мысль о том, что судьба не задалась, не дает покоя. Взбодриться пытаются всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Втягивают в странный карнавал молодых гостей Хани (Мария Луговая) и Ника (Илья Шляга). Пускаются во все тяжкие, отважно напевая на мотив из «Трех поросят» странный припев «Не боюсь Вирджинии Вулф!». В своеобразном заклинании, давшем название пьесе Эдварда Олби, упомянута культовая писательница, автор романов потока сознания. Бояться этого гения депрессий есть за что. Режиссер Кама Гинкас пронзительно повествует о тайных и темных закоулках людского подсозна- ния. Чтобы изживать взрослые страхи, надо знать о них все. Поэтому зрители напряжен- ного действа, разыгрываемого в фойе МТЮЗа, испытывают настоящий катарсис. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==