№ 57 / Лето 2015

OPEN №57 2015 6 «Современная идиллия» / «Мастерская П. Фоменко» В романе Салтыкова-Щедрина сбывается то, от чего предостерегал другой русский классик. Грибоедовский Молчалин «достиг степеней известных», и жизнь пошла по его правилам. В спектакле, поставленном Евгением Каменьковичем, Молчалин и вовсе на вершине власти. Сергей Якубенко играет респектабельного барина, уверенного в своей правоте. Молодежь, желающая «делать жизнь с него», затаив дыхание внимает совету: «Годить надо!» В по- слушном стремлении выжидать и угождать друзья-либералы (Михаил Крылов и Федор Ма- лышев) перестают читать, мыслить, активно действовать. Предают внутреннюю свободу, по- такая подлости и тупости. Теряют человеческий облик, живут в самом настоящем болоте: сцена превращена в бассейн со стоячими водами. Компания аферистов, пройдох и жуликов, покровительствуемая полицией, хлюпает по лужам все первое действие. Потом — зима, ма- невры на коньках. Такой вот фантасмагорический абсурд. Но власть страха над душой беспо- щадно осмеяна. Значит, еще не все потеряно. «Ревизор» / Театр им. М. Н. Ермоловой Ажиотаж в захолустном городишке достиг апогея: приехал чиновник из Петербурга! Эмо- ции вскипели настолько, что слова бессильны. Режиссер-хореограф Сергей Землянский увидел гоголевскую комедию в движении. Городничий, судья Ляпкин-Тяпкин, попечитель богоугодных заведений Земляника, почтмейстер Шпекин, Бобчинский с Добчинским и даже унтер-офицерша засуетились, забегали, возбужденно соревнуясь в усердии. Хле- стаков (Александр Кудин) — легконогий, вертлявый, хвастливый, с упоением принимает почести и подношения. Городничиха (Елена Полянская) с дочкой (Кристина Асмус) из кожи вон лезут, дабы произвести впечатление на столичную штучку. Классический экзер- сис у балетного станка — главное их занятие в свободное от балов время. Под заводную музыку Павла Акимкина никто и ничто не стоит на месте. Даже сцена театра имени Ермо- ловой вертится как заведенная, беспрестанно меняя место действия: улица, трактир, бар- ский зал, девичьи покои… Кружатся стены, хлопают двери (художник — Максим Обрез- ков). Все располагает к обману. «Морское путешествие 1933 года» / Театр им. Моссовета Режиссер Юрий Еремин представил в театре им. Моссовета свою фантазию на тему фильма Стэнли Крамера «Корабль дураков». Величественный лайнер идет из Мексики в Германию, из мирного времени в эпоху победившего фашизма. На борту — аристократы и разнорабочие, художники и торговцы, мещане и интеллигенты, агрессивные драчуны и тихие философы… Человеческое общество во всем своем многообразии плывет из одной жизни в другую. В пе- реходный период сильней проявляются характеры, обостряются чувства. В череде житейских сценок, обывательских разговоров, ссор и мелких потасовок выделяется странный роман бе- зымянной Графини (Екатерина Гусева) и судового врача Шумана (Дмитрий Щербина). Краса- вица осуждена за коммунистическую пропаганду и направляется к месту заключения. Исто- рия любви длится недолго, но стоит жизни одному из ее героев. «Портрет мадонны» / Театр «Около» Странная женщина без возраста потерялась во времени и пространстве. Воспоминания спутали годы, часы и дни. Мисс Коллинз (Лилия Загорская) живет в несбыточных мечтах и грезит прошлым. Посвятив себя служению церкви, работе в воскресной школе, она исключила все слишком личное, хотя в воображении прожила жизнь полную и богатую. Затворница гости- ничного номера никого не трогает и ни на что не покушается. Но, по мне- нию соседей и служащих отеля, гражданочка не от мира сего достойна психушки. Куда и отправляется в финале со свойственной ей покорностью. Спектакль по пьесе Теннесси Уильямса, поставленный в театре «Около», рассказывает о большем. «Портрет мадонны» в трактовке Юрия Погреб- ничко не частная история, а философское размышление о том, что выду- манный мир подчас оказывается сильнее реальности. И каждый человек интересен именно тем, что не такой, как все. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==