№ 58 / Осень 2015

OPEN №58 2015 6 «Самоубийца» / Студия театрального искусства «Сеня, так жить нельзя. Так только фокусы в цирке показывать можно» — слышит Подсе- кальников от домашних. Действительно, надо очень изловчиться, чтобы выжить в тес- ноте, духоте коммуналки, без работы, без денег… Сцена Студии театрального искусства загорожена стеной из дверей (художник — Александр Боровский). Два этажа клетушек, из каждой подглядывают, подслушивают. Никчемный, бесправный, пристыженный бедо- лага решается на самоубийство. Но попытка свести счеты с жизнью оборачивается отчаян- ной борьбой за существование. Обаятельный, открытый Подсекальников (Вячеслав Евлан- тьев) отстаивает свои права. Даже в Кремль звонит. Безуспешно. Вокруг сплошные ходя- чие карикатуры. Интеллигенция, священство, простолюдины и нэпманши норовят подчинить чужую смерть своей идее. Пьеса Николая Эрдмана мешает фарс и трагедию. Режиссер Сергей Женовач увидел в ней мир-перевертыш, где за лозунгами и воззвани- ями пропадает простой человек. Самоубийство героя оказывается мнимым. Но менее страшно от этого не становится. «Ленинградка» / Театр им. С. В. Образцова В репертуаре театра имени Образцова появилась мистическая сказка. Создатели спекта- кля Алексей Шишов, Борис Константинов и Денис Шадрин соединили кукол и кино. Кадры документальной хроники и фрагменты игрового фильма о войне проецируются на экран. Изображение размывается, экран становится прозрачным, открывая глубокое простран- ство. Начинается самое интересное. Кукольные персонажи — образы подсознания ма- ленькой мученицы блокады, девочки Вали. Домовой Тимофеич, выразительный, обеспо- коенный старичок, помогает чем только может: добывает драгоценную еду, топит парке- том печь-буржуйку, отправляется на поиски Валиного отца. Остальные персонажи, придуманные художником Виктором Антоновым, омерзительно гротескны. Крыса-спеку- лянтка, штабной самодур с рыбьими глазами, привидение голода и холода, поскрипыва- ющее фанерным пальто… На кукольный мир наслаивается киноизображение, реальность и тайна перепутываются, метафоры обостряют страшные смыслы повествования о войне. «Сон в летнюю ночь» / «Мастерская Петра Фоменко» В этой пьесе Шекспира много странного. Казалось бы, какая связь между добропорядоч- ным герцогством и лесом, населенным эльфами, феями и прочими непознанными си- лами? Что общего между изысканными молодыми людьми и разухабистыми ремесленни- ками? Режиссер Иван Поповски нашел сюжетной путанице оправдание. В его спектакле все происходит в театре, где есть место всему и всем. Большой придворный бал Тезея пе- реходит в лесное приключение, а потом кажется только волшебным сном. Властителей людей и эльфов играют одни и те же актеры. Герои Карэна Бадалова и Галины Тюниной, всесильные и царственно прекрасные, воспринимают мир как огромное представление. Там музыканты вырастают из цветов, светлячки соперничают с фонариками ремесленни- ков, эльф Робин (Амбарцум Кабанян) укрощает луну и сбивает с толку влюбленных… Упо- ительно красивый спектакль «Мастерской Петра Фоменко» и воспевает абсолютную гар- монию, и иронично намекает на то, что в жизни такие идеалы вряд ли достижимы. «Вода камень море» / Театр музыки и поэзии Режиссер Олег Кудряшов сложил композицию из стихов Давида Самойлова, музыки Шу- берта, из строк о поэте и его времени. Война, послевоенные годы, шестидесятые, семи- десятые… В небольшом зале Театра музыки и поэзии под руководством Елены Камбуро- вой рифмуются судьбы, встречи, разлуки… Что-то сбывается, что-то так и остается в меч- тах. Максим Севриновский играет поэта, печального и прозорливого. Рядом его герои, управляющие машиной времени. Восторженный юноша (Данила Чванов) возвращает в молодость. Прекрасная муза (Татьяна Пыхонина) постоянно меняет облик. То одинокая женщина, отчаявшаяся встретить любовь, то роковая красавица, то «окаянная рябина»… Вдохновение неуловимо, как волна, омывающая камни. И необъятно, как море. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==