№ 61 / Лето 2016
путешествие OPEN №61 2016 34 силы воли не хватает! В греческой кухне есть особое очаро- вание домашней еды — того, что готовят для своих, не чтобы заработать, а чтобы побаловать. Ну что такое, к при- меру, мусака — многослойная запеканка из толченой кар- тошки, сыра, баклажанов, помидоров, яиц. Казалось бы, как можно отнести это дитя таверн к блюдам высокой кухни. Но вот мусака на столе. Уже по одному виду золо- тистой корочки, по первым волнам горячего аромата по- нимаешь: о, как будет вкусно! Правда, ужасают размеры: «Куда! Я столько не съем!..» Но вечер на веранде примор- ской таверны так бесконечно долог и хорош, и вино так легко, и тает во рту кусочек за кусочком божественной му- саки, и весело трещат цикады в ветвях старой оливы, и ве- терок доносит вместе с шелестом волн переливы бузуки, и трепетные огоньки свеч, кажется, делают ночь еще теплее, и так улыбчив радушный хозяин, и люди вокруг так заго- релы, белозубы и беспечно-счастливы… сокровища агамемнона Возможно, так же хорош был один из летних вечеров 1870 года, который коротали у костра пелопоннесские па- стухи. Идиллию портило лишь жалобное блеяние непо- нятно откуда — все козы небольшого стада мирно паслись неподалеку. Утром выяснилось, что блеяние доносилось из заросшего плющом провала — в него угодил козленок. Связав пояса и веревки, пастухи опустили в провал од- ного из своих товарищей. Наружу его вытащили вместе с козленком и… множеством золотых украшений, кото- рыми были набиты карманы пастуха. Там, внизу, оказалось огромное сводчатое помещение с каменным саркофагом посередине. Кости, когда-то в нем покоившиеся, давно истлели, но золото, которым был полон саркофаг и усеян весь пол склепа, сияло, как и ты- сячи лет назад. Пастухи поклялись никому не рассказывать о чудесной находке. Они начали потихоньку продавать зо- лотые вещи. Запасы подземной сокровищницы казались неисчерпаемыми и могли обеспечить безбедную жизнь и троим пастухам, и многим поколениям их потомков. Но счастливчикам не повезло. В это время в поисках древно- стей по Пелопоннесу ездил археолог-любитель Генрих Шлиман. Он был одержим идеей найти легендарные города времен царя Агамемнона. Когда Шлиман обнаружил в одной из антикварных лавок Коринфа необыкновенные зо- лотые вещи, то сразу понял, что имеет дело с артефактами глубочайшей древности. Шлиман подключил к расследова- нию всех, кого было возможно, и вскоре сам с трепетом ступал по плитам древней гробницы. Пастухи успели реа- лизовать едва ли сотую часть сокровищ. Вокруг склепа на- чались лихорадочные раскопки, в которых благодаря пред- приимчивости Шлимана участвовали несколько тысяч че- ловек. Одно за другим из-под слоев мягкой почвы появлялись невероятные сооружения, сложенные из ги- гантских глыб весом по нескольку десятков тонн. Казалось, оживают древние легенды о городе циклопов. Ученые по сей день не могут объяснить, с помощью какой техники были сложены эти стены. В учебники истории и архитек- туры они и вошли под термином «циклопическая кладка». Так были открыты легендарные Микены. «Я смотрю в лицо Агамемнона» — такую телеграмму отправил потрясенный Шлиман одному из своих друзей- историков. Он имел в виду невероятную по выразитель- ности золотую посмертную маску, найденную в одном из микенских захоронений. Сегодня мы так же смотрим «в лицо Агамемнона» сквозь толстое музейное стекло и так же не можем оправиться от потрясения, не можем про- вести мысленную черту между мифом и реальностью… Этого не может быть, но это есть. Представьте: ведь для нас даже Спарта что-то почти нереальное, что-то из очень глубокой древности. А ми- кенская цивилизация с ее невероятным уровнем архитек- турного и прикладного искусства существовала на Пело- поннесе за десять веков до Спарты, Олимпии, Коринфа. город асклепия От Микенского холма полчаса езды до Эпидавра. И пять веков исторической дистанции. Здесь, в Эпидавре — колыбель медицины, освященная гением легендарного Асклепия (Эскулапа). Его существование как историче- ского лица вызывает научные споры, но в том, что искус- ство врачевания в Эпидавре было на высочайшем уровне, никаких сомнений нет. Об этом говорит хотя бы коллек- ция хирургических инструментов, до изумления похожих на современный хирургический арсенал. Но местные це- лители владели лечебными методиками, неведомыми со- временным врачам. Здесь практиковалось лечение музы- кой и поэзией, сном и даже страхом, когда больного, на- пример, помещали в комнату, кишащую змеями (конечно, неядовитыми). Считалось, что и сам Асклепий, обожест- вленный после смерти, участвует в таком лечении, приняв облик змеи (отсюда, кстати, и современная медицинская эмблема — чаша со змеей). Долгое время археологи ломали голову: что за странные бесформенные изваяния из мрамора и бронзы попадаются при раскопках в Эпидавре? Неужели в античном искусстве было абстрактное направление? Но когда эти скульптуры увидели медики, они помогли разгадать загадку, сразу опоз- нав в них почки, печень, желудок. Оказалось, выздоровев- шие пациенты древней клиники в знак признательности оставляли здесь изваяния своих вылеченных органов. А также рук, ног и даже интимных мест, ошибочно принимае- мых археологами за фрагменты разбитых статуй. Однако в Эпидавре был не просто древнейший госпи- таль, но и первый полноценный санаторий с обширным бальнеологическим комплексом, большим стадионом и залами для лечебной физкультуры, массажными кабине- тами, лабораторией гомеопатических снадобий.
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==