№ 61 / Лето 2016

OPEN №61 2016 6 «Живые картины» / Театр наций В блокадном Ленинграде в Эрмитаже живут музейные сотрудники — готовят экспонаты к эвакуации. Ходить домой нет сил и незачем. Но во дворце гармонии и красоты холод и голод ощущаются острее — чего стоит одна только роскошь натюрмортов старых масте- ров. Вряд ли реальные блокадники вглядывались в эти картины так пристально, изнуряя себя описаниями пышной снеди. Драматург Полина Барскова, обратившаяся к докумен- тальным источникам, имеет право и на художественный вымысел. Тем более что в глав- ном она правдива. Рассказывая о существовании на грани жизни и смерти, автор говорит о любви. О большом чувстве, которое ни от чего не спасает, но облегчает страдания. В Театре наций искусствоведа Антонину Изергину и художника Моисея Ваксера пронзи- тельно играют актеры Антонина Дмитриева и Рустам Ахмадеев. В финале высвечива- ются архивные фотографии прототипов героев пьесы. Спектакль, поставленный Викто- ром Алферовым, перекидывает в прошлое бесценный мостик памяти. «Не покидай свою планету» / «Современник» Режиссер Виктор Крамер сочинил для «Современника» фантазию на темы «Маленького принца» Ан- туана де Сент-Экзюпери, произведений Густава Малера и Иоганнеса Брамса. Партитуру дополнили сочинения современного композитора Кузьмы Бодрова. Музыку исполняет камерный ансамбль «Со- листы Москвы» и сам Юрий Башмет. Драматическую роль играют в очередь премьер «Современника» Артур Смольянинов и приглашенная звезда Константин Хабенский. Летчик и Маленький принц — одно лицо, путешествующее по Вселенной в поисках собратьев по детской наивности. Единомышленников нет. На пути встречаются Скряга, Честолюбец, Король, запутавшийся в приказаниях подданным, еще несколько бестолковых граждан. Все кажутся нереальными — всего лишь проекциями то на шаре, то на кубе, то на бесформенном пузыре. А где-то далеко погибает от одиночества хрупкая Роза. И му- зыка, звучащая тихо и нежно, навевает возвышенные мечты, в которые очень хочется верить. «Русский роман» / Театр им. Вл. Маяковского В глубине сцены Театра имени Маяковского — белые колонны, уходящие ввысь: чисто, ясно, просторно. Сценография Сергея Бархина задает спектаклю величественный тон. Тема постановки Миндаугаса Карбаускиса — непростая жизнь рядом с гением. Действие происходит в доме Льва Толстого. В пьесе Марюса Ивашкявичюса много действующих лиц: домочадцы и дети писателя, герои его произведений. Реальные судьбы рифмуются с литературными сюжетами. Но, несмотря на обширный исполнительский состав, «Рус- ский роман» порой кажется моноспектаклем Евгении Симоновой — настолько велико психологическое напряжение актрисы, играющей Софью Андреевну. В своей откровен- ной исповеди она постоянно апеллирует к супругу, ведет с ним непрерывный диалог. Ве- ликий писатель в спектакле не появляется, но его присутствие ощущается всегда. Лю- бовь и ревность к гениальному мужу Симонова играет с такой самоотдачей, что история одной семьи превращается в трагедию шекспировского масштаба. «Дом, который построил Свифт» / Театр им. А. С. Пушкина На похороны Свифта строго по одному сходятся люди в сером. Пасмурные оттенки сгуща- ются, настроение портится все больше. Но смерть оказывается мнимой — кумиры не уми- рают. Джонатан Свифт повелевает временем так же, как великан — жизнью лилипутов. Сколько веков прошло, а для его саркастических негодований и сейчас немало поводов: злоупотребления властью, злость, корысть, коварство. Пороки людские неистребимы. Но режиссер Евгений Писарев, поставивший знаменитую пьесу Григория Горина в Театре имени Пушкина, не стал переносить действие в наши дни. Костюмы, придуманные Ма- рией Даниловой, стилизованы под старину. Декорации Зиновия Марголина представляют то огромную чашку, то надтреснутый земной шар. Фантастический антураж интригует многозначностью смыслов. Главный герой в исполнении Андрея Заводюка похож не на яростного обличителя, а на романтика, верящего в прекрасные истины. Среди завираль- ных идей ему непросто. Остается одно — отказаться от слов и общаться только при по- мощи мысли. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==