№ 62 / Осень 2016
OPEN №62 2016 10 Лев Бакст. 1866–1924. Художественное наследие. К 150-летнему юбилею. — М.: Слово/Slovo. Юбилей Леона Бакста стал мировым событием. Его нет необходимости открывать — давно открыт, признан, его масштаб и влияние на искусство и моду несомненны, под его обаяние невозможно не подпасть даже спустя целый век. Редкий случай — признание и в России, и в Европе пришло к художнику при жизни. Он много любил, много работал и многое успел. Виртуозно писал портреты, блистательно иллюстрировал книги, занимался тем, что мы сейчас называем дизайном. В историю искусства вошел в первую очередь как сценограф — создатель костюмов и декораций для легендарных дягилевских Ballets Russes. Эти его работы, полные изящества и чувственности, настолько хороши, что сейчас воспринимаются не вспомогательными материалами для театральных постановок, а как самостоятельные и самоценные произведения искусства. «В Баксте вообще живет много древнего человека, — писал о нем Василий Васильевич Розанов, — все ему грезятся старые камни и юные нимфы, зеленый плющ около пожелтевших колонн, и, может быть, он видит и себя в этих грезах, заснувшим в высокой траве, какою заросла древняя Посейдония...» Книг, посвященных творчеству художника, множество, публику трудно чем-то удивить. Но этот альбом от- крывает новую грань восприятия творчества Бакста. В нем кроме подробной биографии, написанной извест- ным коллекционером Григорием Климовым, и обзора творческого наследия впервые на русском языке опу- бликованы все десять эссе Кокто, посвященных костюмам и декорациям Бакста к балетным спектаклям. Пе- реводы были сделаны специально для этого издания, каждый текст Кокто — восторг, поэтическая рефлексия и точный взгляд профессионала, знающего толк в искусстве, способного оценить талант и нова- торство: «Так и хочется сказать, что декорации, статисты и танцоры суть “сама скромность”. Жан-Кристоф Гранже. Лонтано. Роман/Пер. с фр. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус. Страшное, в умеренных дозах разумеется, полезно для здоровья, считают психологи, снимает напряжение, снижает агрессию, переживая чужие страхи, начинаешь легче относиться к собственным проблемам. Гранже лучше всех в Европе пишет настоящие триллеры. Кто читал или хотя бы смотрел «Багровые реки» и «Импе- рию волков», знают. Напугает, пощекочет нервы, заставит содрогнуться, добавит психологии, оттенит экзо- тикой, нагрузит информацией про самые неожиданные предметы, подведет героев к краю бездны, подки- нет обманчиво примитивный финал. А на десерт выдаст такую неожиданную развязку, что несколько дней читатель будет ходить ошалевший. В «Лонтано» есть всё, кроме симпатичных персонажей. Морваны под предводительством грозного папаши, возглавляющего французскую полицию, лишь внешне благополучное буржуазное семейство. Младший сын финансист подвержен пагубным привычкам, дочь — актриса без ролей, зарабатывает эскорт-услугами, лишь бы не брать денег у отца. Старший сын не может избавиться от детских воспоминаний, как сидел с младшими на кухне под столом, когда родители бурно выясняли отно- шения. Что не помешало ему выбрать отцовскую профессию и стать хорошим следователем. Когда-то давно Морвана-старшего сослали в Конго (не с теми политиками дружил), там он расследовал странные убийства, напоминающие жестокие ритуалы местного культа, и поймал злодея. Теперь, несколько десяти- летий спустя, душегуб со знакомым ему по Африке почерком объявился во Франции, и каждый из членов семьи по очереди оказывается под ударом. «Когда бездна сидит в тебе, ты не слышишь ее зова...» Все в саду: Сборник. — М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной. Сад — земное воплощение Эдема. Рай, согласитесь, почти всегда представляется садом. Не парком, не тро- пическим островом с пальмами и белым песком, не дворцом с мраморными колоннами и позолотой, даже не апартаментами пятизвездочного отеля. Только садом! Цветущим, ухоженным и диким одновременно. В котором есть яблони, малина и сирень, розовые кусты и островки незабудок, стены, увитые диким виногра- дом. Есть тайные, скрытые от случайных глаз уголки, где можно уединиться. И места для искушения. И места для созерцания. И места для размышления. И места для воспоминаний. Если сад все-таки не рай- ский, а сад наслаждений земных, там обязательно должен быть дом, в котором живут. Весь сборник про это вполне земное и одновременно волшебное место. Под одной обложкой, надо особо отметить, элегантной до невозможности (художник — Андрей Бондаренко), тексты — рассказы, эссе, воспоминания про сад во всех его возможных смыслах и измерениях: лирическом, историческом, эстетическом, сакральном, эколо- гическом, драматическом и даже мелодраматическом. Реальность и вымысел переплетаются с фантазиями и воспоминаниями. Есть истории про конкретные — Сокольники и Нескучный, Летний сад в Петербурге и Центральный парк в Нью-Йорке (у каждого свой культурный код, своя мистика, свои легенды), про совет- ское дачное детство и отрочество особ известных, звездных и высокородных, есть чистые фантазии, в кото- рых все самое главное случается... сами понимаете где. Герои, по тропинкам книги гуляющие и возделыва- ющие каждый свой сад, тоже удивительны, от Иннокентия Смоктуновского и Дерека Джармена до Де- боры Кавендиш, герцогини Девонширской, и Евгении, принцессы Ольденбургской. Сонм авторов, для которых идея оказалась волнующей и трогательной, уже сам по себе дурманит воображение, как аромат жасмина. Или камелий. Алла Демидова, Людмила Петрушевская, Александр Генис, Евгений Водолазкин, Андрей Аствацатуров, Александр Иличевский, Денис Драгунский... Отдельная тема — главный сад русской литературы — вишневый, разумеется, о нем в «Опыте медленного чтения» Александра Минкина. Подготовила Клариса ПУЛЬСОН КНИГИ
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==