№ 62 / Осень 2016

OPEN №62 2016 8 «Лекарь поневоле» / Театр «Сатирикон» В этой пьесе 11 действующих лиц. А в спектакле «Сатирикона» играют всего три актера. Так решил постановщик Константин Райкин, устроив своим недавним ученикам экзамен на пе- ревоплощение. Так, Елене Голяковой достались четыре разнохарактерных роли, а Ярослав Медведев отдувается за пятерых. Актеры стремительно меняют костюмы и образы. Исче- зают за ширмами на считаные секунды, превращаясь из крестьян в аристократов, из стари- ков в молодых, из простофиль в хитрецов… Лишь исполнителю главной роли Илье Рогову посчастливилось сосредоточиться на мыслях и поступках одного человека. Правда, его герою не всегда удается побыть самим собой. Волею обстоятельств дровосек Сганарель оказывается лекарем. Новое дело дается ему легко — те же топорные методы, что и в лесу, действуют безотказно. Злая сатира на врачей, написанная Мольером несколько веков назад, и сегодня бывает весьма актуальна. «Гроза» / Театр имени Вахтангова Спектакль по пьесе Островского, появившийся на Новой сцене Театра имени Вахтангова, напоминает мистическую притчу о нарушении запретов. Патриархальный уклад созда- вался веками, и режиссер Уланбек Баялиев не видит в нем никакого «темного царства». Ему интереснее исследовать поведение людей, оказавшихся в подобных обстоятель- ствах. Марфа Игнатьевна Кабанова чтит вековые устои свято и истово, запрещая многое не только домочадцам, но и себе. Актриса Ольга Тумайкина играет Кабаниху совсем не старой, чувственной женщиной, сознательно подавляющей в себе все живое. В спектакле есть намек на ее любовь к Дикому, но нарушенный запрет для праведной купчихи равно- силен вселенской катастрофе. Катерина (Евгения Крегжде) боится греха не меньше. Стра- дает, терпит, жалеет безвольного мужа Тихона (Павел Попов), втайне мечтая о лихом Бо- рисе (Леонид Бичевин). Мысли об измене мучительны, но страсти неукротимы… «Тополя» / «Мастерская П. Фоменко» В рассказе Александра Вампилова — страница текста и бездна смятенных чувств. На первый взгляд ничего значительного не происходит. Мужчина встречает девушку на аллее парка. Она проходит мимо, больше никогда не появится и заставит думать о себе всю жизнь. В «Мастерской П. Фоменко» поэтическая проза превратилась в спек- такль-кинофильм. На экране — сцены из частной жизни, быт 1970-х годов. Квартира, улица, друзья, соседи, прохожие, попутчики… Разговор начинается на экране, про- должается на сцене, снова возвращается на экран и опять — в реальность. Актеры Владимир Топцов и Юрий Буторин (они же вместе с Сергеем Осипьяном режиссеры постановки) ведут диалог романтика и скептика. Герои переходят из фильма в спек- такль — усаживаются на такую же парковую скамейку, смотрят на такую же дощатую эстраду, слушают пение той же артистки и снова ждут «мимолетного виденья» в аллее тополей. В жизни почти все то же, что и в кино. Только сильнее хочется того, чего нет на самом деле. «Ундина» / Большой театр В морских волнах ворожат волшебницы ундины — пленяют любовными чарами каж- дого, кто их увидит. Одна из таких дев является мечтательному юноше (Игорь Цвирко), обещая неземное счастье взамен постылой суеты. Беглец от реальности доверчиво следует за ней, но путь похож на сон. Страна теней и отражений, куда он направляется за романтическими идеалами, полна лабиринтов и водоворотов. Хореограф Вячеслав Самодуров поставил об этом в Большом театре трехактный балет на музыку немецкого композитора Ханса Вернера Хенце. В зыбких движениях солистов и кордебалета ожи- вает весть спектр эмоций, чувств, настроений, от мрачной безысходности до востор- женного ликования. Ундина (Екатерина Крысанова) то очаровывает, то пугает героя, все глубже заманивая в пучину вод. Бегство от реальности головокружительно и опасно. Даже такое красивое, как в балете. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==