№ 64 / Весна 2017
OPEN №64 2017 6 «Месяц в деревне» / Театр им. Моссовета Иван Орлов, поставивший пьесу Тургенева, отважился на парадоксальный режиссерский ход. В паузах между картинами звучат песни Бориса Гребенщикова — напряженные, не- рвозные, предвещающие смятение и тревогу. В имении Натальи Петровны солнечно, жарко и душно. Распаляются чувства, путаются мысли. Самоуверенная хозяйка дома (Наталья Ноздрина) старается оставаться хозяйкой положения. Но страсти сильнее рассудка. Увлече- ние студентом Беляевым (Сергей Шомин) — изнуряющее и разрушительное наваждение. Барыня видит, как в небо взлетает бумажный змей, за ним бежит, захлебываясь от вос- торга, ее юная воспитанница Верочка (Надежда Лумпова). Трепетная девушка достойна счастья, как никто другой. Но и ее ничего хорошего не ждет. «Царь Эдип» / Театр им. Евг. Вахтангова Все будет так, как предрешено судьбой. Эдип (Виктор Добронравов), сам того не ведая, убьет отца, фиванского царя Лая, займет его трон и женится на собственной матери Иокасте (Людмила Максакова). Никакие предостережения и уловки не предотвратят несчастий. Спорить с богами рискованно. Трагедию рока Софокла в театре им. Евг. Вахтангова осмысляют как трагедию позна- ния. Римас Туминас, поставивший спектакль о древних титанах, уверен, что «люди столь крепкой породы были готовы к внезапному узнаванию о собственном поражении. Они были готовы нака- зать себя за свое преступление. Их чувство вины требовало кары». Как символ этой жестокой кары на сцене возникает огромный вал — растет, движется, предупреждает о быстротечности бытия. От судьбы не уйти не только древнегреческим царям и героям, пророчествует в финале ослепший Эдип. Очищающий пафос раскаявшегося грешника возвышает над суетой всех, кто ему внимает. «Испанцы в Дании» / «Мастерская П. Фоменко» 1808 год. Испания воюет с наполеоновской Францией. Но в пьесе Проспера Мериме сра- жение происходит не на поле боя, а среди высших дипломатических и военных чинов. Волею интриг и обстоятельств противники оказались на нейтральной территории, на дат- ском острове Фюн. В ходу любые средства разведки и шпионажа. Они-то и запутывают все окончательно, когда обворожительная француженка-шпионка мадам де Куланж (Мария Большова) и импозантный испанец Дон Хуан Диас (Денис Аврамов), субъект ее слежки, влюбляются друг в друга. Зов сердца оказывается сильнее военного долга. Надо ли говорить, что подобная «капитуляция» предотвращает опасные заговоры и спасает многие жизни? Для режиссера «Мастерской П. Фоменко» Кирилла Пирогова запутанный сюжет пьесы дал повод к экспериментам с театральной формой. На деревянном помосте, похожем и на старинную сцену, и на палубу корабля (художник: Максим Обрезков), играют пародию на романтический театр, поют, как в опере, танцуют, как в балете. Сло- вом, следуют новоизобретенному жанру фатальная мешанина. «Княжна Марья» / Театр на Малой Бронной Режиссер Сергей Посельский инсценировал сцены из романа Льва Толстого «Война и мир», сосредоточившись на судьбе княжны Марьи. Актриса Юлиана Сополева проживает эту судьбу, как свою, естественно передавая исключительную доброту и терпение рус- ской дворянки. Остальные актеры немного шаржируют образы, иронизируют над хресто- матийными героями — в спектакле театра на Малой Бронной играют вчерашние сту- денты. Но рядом с княжной Марьей все происходит всерьез. Даже Николай Ростов (Дми- трий Варшавский) бросает свои ухарские гусарские замашки и теряет голову от любви. В светлых, лучистых глазах княжны таится огромная внутренняя сила. Княжна проявит ее во всей полноте в дни военных испытаний. Но сначала она пройдет череду испытаний мирных, подчиняясь строгому отцу (старика Болконского ярко играет Олег Кузнецов). Еще не ведая, что в тихих послушаниях выковывается железная воля. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==