№ 65 / Лето 2017

классик OPEN №65 2017 44 Через четыре года после смерти жены отец Саши же- нился на семнадцатилетней Эмилии фон Тессен, проис- ходившей из обрусевшего шведского дворянского рода. Молодая мачеха окружила детей лаской и заботой. До- статочно образованная, она занималась с ними музыкой и языками. Дети относились к ней с доверием и уважением. Уже зрелым мужчиной Островский, обращаясь к Эмилии, неизменно называл ее маменькой. У Николая Федоровича была богатая библиотека, и Саша читал книги, которыми увлекались его сверстники. Среди них были произведенияМихаила Загоскина, готиче- ские романы англичанки Анны Радклиф. Примерно в это же времяОстровский узнал поэзиюПушкина, читает «Горе от ума» Грибоедова. Он и сам пробует писать стихи. В 1838 году Александр Николаевич заканчивает гимназию, девя- тым из одиннадцати в своей группе. Не бог весть какой ре- зультат, но Островскому он позволил поступить в универ- ситет без экзаменов. По настоянию отца Александр вы- нужден был пойти не на словесный факультет, как хотел сам, а на юридический. Увы, результаты этого шага оказа- лись вполне предсказуемыми. Первый курс Островский за- кончил более или менее пристойно. На втором году обуче- ния стал пропускать лекции и вообще заметно охладел к занятиям. Все это носило столь явный характер, что в конце года факультетское начальство обязало Остров- ского повторить уже пройденный курс. Выражаясь совре- менным языком, он стал второгодником. Однако причиной этих событий стало не только отсутствие у Александра интереса к юриспруденции, но и новое увлечение, целиком его захватившее — театр. Он буквально им заболел. Для московских студентов театр вообще был чем-то большим, чем средство досуга, без него они не мыслили жизнь. Куми- рами студентов были великий трагик Павел Мочалов и вы- дающийся актер комического амплуа Михаил Щепкин. Артисты драматической труппыМосковского Император- ского театра играли тогда на сцене Большого в очередь с музыкальной труппой, отдельной сценической площадки у них тогда не было. Время, проведенное в театре, Островский считал луч- шими часами своей жизни. Слушать второй раз уже зна- комый курс было невыразимо скучно, и Александр не утруждал себя посещением лекций, зато почти все деньги, получаемые от отца, тратил на театральные билеты. Именно здесь для него была сосредоточена подлинная жизнь. Мало-помалу он знакомится с актерами и начи- нает бывать за кулисами. Днем же чаще, чем в универси- тете, его можно застать в трактире «Британия», располо- женном напротив. Здесь за чаем с ромом студенты обсуж- дали последние спектакли, вышедшие в свет книжки литературных журналов. Незаметно подошли экзамены. На первом же, по истории римского права, Александр по- лучил единицу. Как второгоднику ему грозило исключе- ние. Не дожидаясь этого, он сам подал прошение об уходе и вскоре получил свидетельство об «увольнении из уни- верситета». Отец, разумеется, разгневался. Александр был лишен собственного выезда, материальная помощь ему была урезана, но в конце концов не оставлять же род- ное дитя на произвол судьбы, и Николай Федорович устраивает сына в Московский совестной суд на долж- ность канцелярского служителя. В этот суд обращались с исками родители против детей и дети против родителей — пытались разрешить споры мировым соглашением «по совести». Впрочем, вскоре отец добивается перевода Александра в более солидное учреждение — Московский коммерческий суд. Остров- ский и прежде знал многое из скрытой, невидимой миру жизни купечества, встречая дома клиентов отца, но только сейчас смог собственными глазами увидеть то, что творится за высокими тесовыми заборами купеческих домов. Ему открылись тайные пружины происходивших там событий. Полученные впечатления искали выхода. Его все глубже захватывали литературные интересы. Пер- вой пробой пера, дошедшей до нас, является рассказ «Сказ о том, как квартальный надзиратель пустился в пляс, или От великого до смешного только один шаг». Он датирован концом 1843 года. Строгий критик нашел бы в нем немало изъянов, тем не менее талант двадцатилетнего автора был несомненен. агафья ивановна Островский пробует писать пьесы. Он понимает, что вся сила комедии в языке. Герои на сцене должны гово- рить так, как говорят люди где-нибудь на Зацепе или в Охотном ряду. Впрочем, ему еще не хватает опыта и ма- стерства, и несколько начатых пьес он так и не заканчи- вает. Но ведь мастерство дело наживное и ничего не до- бивается тот, кто ничего не делает, а Островский упорно работает. В начале января 1847 года в газете «Московский городской листок» появляются его «Сцены из комедии “Несостоятельный должник”». Они были подписаны лишь инициалами — А. О., и гонорара автор не получил ника- кого. Однако Островский был счастлив. Решив ковать же- лезо, пока горячо, он берет первое действие своей неза- конченной пьесы «Исковое прошение» и быстро переде- лывает в самостоятельную пьеску «Картина семейного счастья». Прежде чем напечатать пьесу, Островский по просьбе своего бывшего университетского профессора Степана Шевырева прочитал ее у него на квартире. Успех превзошел все ожидания Александра. Шевырев, стихами которого восхищался Пушкин, друживший с Гоголем, по- здравил всех с появлением «нового светила в русской ли- тературе». Окрыленный успехом, Островский с новыми силами берется за работу. Однако упорный труд не мешает ему развлекаться, ведь Александру всего двадцать четыре года. Он и его друзья-студенты, заканчивавшие университет, и молодые литераторы не упускают случая повеселиться. Они посе-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==