№ 65 / Лето 2017
классик СОДИС 45 щают балы и маскарады. Александр очень влюбчив, он хорош собою, одевается у модных портных и имеет успех у дам, в том числе и светских красавиц. Впрочем, именно в это время происходит событие, которое на первый взгляд трудно объяснить. Островский знакомится с моло- дой женщиной, жившей неподалеку от дома отца. Звали ее Агафья Ивановна, она была чуть старше его. Далеко не красавица, простая в нравах, из мещан, она тем не менее обладала таким обаянием, чистотой чувств, природным умом, а главное, сердечностью, что Александр не мог не влюбиться. На брак с Гашей Островский не мог ре- шиться — отец не простил бы ему этого шага и лишил бы помощи. Впрочем, Гаша и не требовала ничего. Ей было достаточно, что любимый рядом. Она окружила Алексан- дра заботой и не корила за увлечения другими женщи- нами. Восемнадцать лет прожила она с Островским его невенчанной женой, а это были не простые годы. У них рождались дети, но, увы, все они рано умирали. Удиви- тельно, но не только изображений Агафьи Ивановны не сохранилось, даже фамилия ее так и осталась неизвест- ной. Для всех, кто приходил в их дом, она так и оставалась Агафьей Ивановной, или Гашей. Отец Островского в конце концов смирился с выбором сына, но никаких от- ношений с его сожительницей не поддерживал. Он отдал Александру небольшой деревянный домик в Николоворо- бинском переулке, где тот и жил с семьей долгие годы. Весь 1847-й, 1848-й и половину 1849 года Островский работал над своей новой пьесой «Банкрот», которой позднее дал второе название «Свои люди — сочтемся». Завершенная пьеса была отправлена цензору. Ответ был обескураживающий: «Все действующие лица: купец, его дочь, стряпчий, приказчик и сваха — отъявленные мер- завцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества» — гласил вердикт. И вывод: пьеса идти на сцене не может. Разумеется, автор был расстроен, но сдаваться не со- бирался. Островский решает ознакомить со своей пьесой как можно больше людей, читая ее в московских домах перед самой разной аудиторией: профессурой, именитым купечеством, представителями аристократии. Островский и его друг замечательный актер Пров Садовский вместе и по отдельности с огромным успехом читали комедию. Произведение молодого драматурга сравнивали с «Тар- тюфом» Мольера, а некоторые восторженные поклон- ники называли Островского учеником и даже соперником Гоголя. Кстати, на чтении рукописи в гостиной профес- сора университета и редактора журнала «Московитянин» Михаила Погодина присутствовал сам Гоголь. Он весьма высоко оценил комедию, хотя отметил «некоторую нео- пытность автора в приемах», имея в виду построение пьесы. Вскоре комедия стала распространяться и в рукопис- ных копиях, а в марте 1850 года Погодин печатает ее в своем журнале. Пьеса вызвала настоящий фурор, книжку журнала буквально рвали из рук, однако запрещение играть «Своих людей» на сцене никто не отменял. Зато Островский получает от Погодина приглашение занять пост его помощника в редакции журнала. В течение не- скольких лет, выполняя в «Московитянине» обязанности одного из редакторов, Островский печатает в нем свои новые пьесы «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется». Погодин был прижимист и платил Островскому за его произведения очень мало, к тому же с большим опозда- нием. Его нимало не беспокоило то, что Островский, ко- торый уволился из коммерческого суда и лишился за свое непокорство помощи отца, должен существовать только на свои литературные заработки. Еще меньше Островский получал за редакторскую работу. Рабочий день в «Моско- витянине» был ненормированный. Порой Погодин задер- живал сотрудников за полночь. Угощать их ужином он «забывал». Нередко Островский со своими приятелями по редакции после работы с холоду и голоду заходили к знакомому аптекарю на Кузнецком мосту, и тот угощал их разбавленным аптечным спиртом, а на закуску пред- лагал лепешки от кашля. Островского как восходящую звезду принимали во многих московских домах. С некоторых пор он стал же- ланным гостем в салоне графини Ростопчиной. Графиня была хорошо знакома с Пушкиным и Лермонтовым. В ее салоне играл Лист, пела Виардо. Островский с удоволь- ствием посещал роскошную гостиную графини, куда при- глашались многие знаменитости. Являлся он туда всегда один. Он сознавал, что Агафья Ивановна выглядела бы там странно и неуместно, и, хотя искренне любил ее и чув- ствовал укоры совести, понимал всю невозможность ее появления у Ростопчиной. Впрочем, Гаша по врожден- ному такту и душевной деликатности и не настаивала, чтобы он брал ее в свет. Между тем слава салонного драматурга уже давно перестала удовлетворять Островского. Пьесы должны играться на сцене, а не читаться в гостиных для избран- ного круга любителей и знатоков, справедливо полагал он. Но цензура по-прежнему была неумолима, находя в пьесах какую-то видную лишь ей крамолу. И вот наконец долгожданный прорыв. В середине января 1853 года в Большом театре состоялось первое представление коме- дии «Не в свои сани не садись». Как уже упоминалось, в то время в Большом еще ставились драматические произ- ведения, хотя расположенное через улицу сбоку от него здание бывшего дома купца Варгина с концертным залом было переделано под драматический театр и получило на- звание Малого. любовь павловна Главную роль в комедии играла одна из ведущих ак- трис этого театра Любовь Павловна Косицкая. Это был ее
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==