№ 66 / Осень 2017

путешествие OPEN №66 2017 28 мифология имени Что же в этом городе такого особенного, невероят- ного, неотразимого? Рим— единственный город на Земле, где история никогда не прерывалась, причем с древней- ших времен до наших дней. Когда на месте Парижа и Лон- дона, Москвы и Токио были лишь землянки и шалаши, Рим уже блистал беломраморными колоннами и золоче- ными крышами гигантских дворцов и храмов. Говоря о римской истории, самое трудное — отделить мифы от реальности. Откуда взялось имя города? Любой школьник (во всяком случае, любой итальянский школь- ник) скажет, что Рим (Roma) назван так в честь одного из его основателей — Ромула. Но некоторые этимологиче- ские изыскания приводят к иной версии. Согласно древ- ним латинским текстам, Рим носил это имя задолго до официальной даты основания — 753 года до нашей эры. И происхождение этого имени не столь возвышенно. На древней латыни просторечное название женской груди — ruma. Так издревле именовались холмы на берегу Тибра из-за их характерной формы. Позднее на этих холмах по- явился город. Да и сохранившаяся хижина Ромула, которую охотно рекомендуют все путеводители, —отнюдь не первое стро- ение Древнего Рима. Еще раньше здесь было поселение тех, кто поклонялся греческому полубогу Гераклу (Герку- лесу). До наших дней сохранился храм Геркулеса-победи- теля у подножья Палатинского холма — небольшая кру- глая ротонда с колоннами. Предание гласит, что храм построен на том самом месте, где греческий герой в одном из своих походов победил великана-людоеда Какуса, дер- жавшего в страхе всю округу. Интересно, что сегодня на Капитолийском холме име- ются две скульптуры волчицы, кормящей младенцев Ро- мула и Рема — этого знаменитого символа и талисмана Рима. Одна (бронзовый оригинал неустановленного года создания) находится в Капитолийском музее, а ее средне- вековая копия стоит под открытым небом неподалеку, у Дворца сенаторов. Вообще в городах мира насчитывается более 50 копий Капитолийской волчицы. Они установ- лены почти во всех европейских столицах, в нескольких городах США, даже в Македонии и, представьте, в Тад- жикистане! Ну и Москва не отстает. Ромула и Рема в нашей столице можно найти на станции метро «Римская». ген красоты Все заметки о Риме, как правило, отличаются некото- рой растрепанностью. Да и как может быть иначе. Ведь Рим по своей природе не может быть четким, регулярным и упорядоченным. Буквально каждый шаг по Вечному го- роду переносит из одной эпохи в другую. Разные времена, стили и технологии порой перемешаны даже в одном зда- нии. Например, к античному мраморному фронтону при- строено мрачноватое средневековое строение, венчает его внушительный купол эпохи Возрождения, над окнами улыбаются барочные херувимы, сами окна серебрятся со- временным зеркальным стеклом, да еще у подъезда тор- чит модерновая абстрактная скульптура. И самое порази­ тельное, что все это существует в какой-то неописуемой гармонии и не воспринимается как безвкусица!.. Пожа- луй, именно это — самая удивительная черта Рима: неве- роятная, избыточная, эклектичная насыщенность элемен- тами декора (ведь сколько их скопилось за тысячелетия!) и при этом — высокий художественный вкус во всей го- родской среде. Римляне, особенно римлянки, и одеваются так же — эклектично, экстравагантно, бесшабашно. И при всем при том — элегантно. Кажется, хороший вкус — врожденная, генетическая особенность римлян, да и вообще большин- ства итальянцев. А почему бы нет, если поколение за по- колением они росли среди такой красоты. Кстати, по дан- ным ЮНЕСКО, в Италии сосредоточено 80% объектов мирового культурного наследия. А весь остальной мир довольствуется 20%. колизей Древнее пророчество гласит: «Если падет Колизей, падет Рим. А если падет Рим, падет весь мир». Памятуя об этом, как-то спокойно видеть громаду Колизея, возвыша- ющуюся над Римом уже два тысячелетия. За свою исто- рию гигантский цирк пережил дюжину серьезных земле- трясений, потеряв во время одного из них верхний ярус. В дни нашествия готов в IV веке нашей эры их предводи- тель Аларих повелел разрушить Колизей, поскольку Ала- рих был христианином, а Колизей запятнал себя массо- выми казнями христиан. Но готы не нашли способов раз- валить ненавистное сооружение. В Средние века Колизей служил каменоломней — его разбирали по кирпичику для постройки новых зданий. И все равно Колизей (от латин- ского Colosseum — огромный) по-прежнему кажется не- сокрушимым монолитом. Его стены скрепляет раствор, замешанный на крови жертвенных голубей. Его гениаль- ная конструкция по устойчивости сравнима разве что с пирамидами Египта. Восемьдесят тысяч зрителей могли одновременно наблюдать здесь гладиаторские бои. Даже в наши дни стадионов с такой вместимостью единицы. К тому же арена Колизея могла заполняться водой, и на ней устра- ивались полномасштабные морские сражения. В совре- менном мире при всех наших технологиях подобных сооружений нет. У подножья Колизея, как и двадцать веков назад, кипит активная жизнь. Сегодня здесь группки туристов, краснолицые «фотомодели» в доспехах а-ля древнерим- ский центурион, прыгают по брусчатке мобильные киоски с мороженым и напитками...

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==