№ 66 / Осень 2017

путешествие OPEN №66 2017 30 кошачий форум Как уже говорилось, здесь, в Риме, невероятно трудно отличить истину от вымысла, историю от небылицы. На- пример, в двух кварталах от Колизея есть площадь Торре- Арджентина. Достоверно известно, что именно здесь за- говорщики убили Юлия Цезаря, когда Сенат временно заседал в этой части города, а не в здании на главном Фо- руме. Но вот почему античные развалины на этой пло- щади издревле заселены кошками, остается загадкой. Ле- генда утверждает, что это — своеобразное наследие, оставленное Риму Клеопатрой. Египетская царица, быв- шая возлюбленная Юлия Цезаря, действительно одно время жила в Риме. И даже пыталась привить римлянам культ чуждых им египетских богов. В частности, на этой площади она устроила святилище богини Бастет, которая традиционно изображалась в виде кошки. Известно, что жизнелюбивая Клеопатра весьма почитала ее, поскольку Бастет считалась богиней радости, любви и женской кра- соты. В святилище по традиции подкармливали кошек, вот они якобы с тех времен и не хотят уступать эту террито- рию. Правда это или нет, но за площадью Торре-Арджен- тина издавна закрепилось народное название «Кошачий форум». микеланджело и бернини Во многом нынешний облик Рима сложился во вре- мена Возрождения и барокко. Более всего к нему при- ложили руку два великих скульптора — Микеланджело Буонарроти и Джованни Бернини. Их стили трудно спу- тать. Первый — мощно-экспрессивный, второй — вити- евато-манерный. Но оба были невероятно плодовиты. Поэтому на улицах Рима легко прослыть знатоком ис- кусства. Достаточно все время восклицать: «О, Микелан- джело!» или «О, Бернини!» Почти наверняка поблизости окажутся творения и того и другого — фонтан, скуль- птура, лестница, базилика, а то и целый архитектурный ансамбль. Произведения этих великих мастеров соседствуют и в святая святых Вечного города — соборе Сан-Пьетро. Первое вступление в собор — эмоциональный шок для любого человека. Христианин, буддист, мусульманин или атеист — не имеет значения. Здесь охватывает не столько религиозный трепет, сколько восхищение перед человеческим гением, сотворившим это. И дело не только в том, что собор колоссален. Соразмерность и величие, вкус и великолепие здесь вступают в необъяс- нимый резонанс, возвышающий душу. Многие плачут, многие замирают, едва переступив порог, и зачаро- ванно твердят: «Это невероятно... Невероятно». Любое описание собора и уж тем более перечисление параме- тров абсолютно бессмысленно. Как бессмысленны фо- тографии или видео внутреннего пространства храма. Это надо увидеть собственными глазами, да еще и по- верить им. Только одна деталь. В главном нефе над могилой свя- того Петра возвышается бронзовый балдахин работы Бернини — такой огромный, что, кажется, его верхушка подпирает купол, спроектированный Микеланджело. Но стоит бросить взгляд сверху, из-под купола, и вновь за- стываешь в изумлении. Балдахин оттуда кажется разме- ром со спичечный коробок, а люди вокруг него — движу- щиеся точки. Подняться под купол можно, отстояв оче- редь справа от собора. Очередь движется быстро, поскольку не так давно внутри установлены современные скоростные лифты. До этого подъем по крутым лестницам занимал около часа и был под силу только самым вынос- ливым. На галерее под куполом в ошеломляющей близо- сти открываются гигантские фрески и мозаики. Можно различить мазки кистей и отдельные плитки смальты. Но все равно не веришь, что это сделано человеческими ру- ками... А потом крутая лесенка ведет на вершину купола (тут уж никакого лифта не придумаешь). Кажется, само про- странство здесь искривлено слоями гигантского купола: двигаться между ними по узким коридорам приходится, все больше наклоняясь вбок. С вершины собора весь Ватикан и весь Рим — как на ладони. Отсюда становится очевидно, насколько велика еще одна доминанта Рима — монумент Виктору Эмману- илу II, гениальному политику XIX века, королю, объеди- нившему раздробленную Италию. Виктора Эммануила в Италии весьма почитают. А вот монумент ему… Уж как только не обзывали это помпезное сооружение — огром- ную беломраморную колоннаду с многочисленными скульптурными группами: и «пародией на античность», и «вставной челюстью Рима», и «пишущей машинкой». Уж сколько ругали монумент за то, что он словно ширма за- городил Форум, да и весь Капитолийский холм. Архитек- тор монумента Джузеппе Саккони не дожил до его откры- тия в 1911 году и не услышал этой жесткой критики. Рим- ляне, кажется, до сих пор не привыкли к этому сооружению. Даже многие экскурсоводы брезгливо отво- рачиваются, торопя туристов к «настоящим» достопри- мечательностям. Но за эту работу Саккони хочется заступиться, и вот почему. В современном Риме ни одно сооружение не дает представления о том, каким роскошным и величе- ственным был город в имперскую эпоху, какие дворцы и храмы украшали Капитолий, Форум, Палатинский холм, Марсово поле… Монумент Виктору Эммануилу II дает хоть какое-то представление о былом архитектур- ном величии. Кстати, многие наивные туристы прини- мают его за хорошо отреставрированный античный храм и удивляются, узнав, что монументу чуть больше ста лет. Так что пусть будет в Риме и такой мост между эпохами.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==