№ 66 / Осень 2017

OPEN №66 2017 6 «Мужья и жены» / МХТ им. А. П. Чехова Режиссер Константин Богомолов в постановке для МХТ им. А. П. Чехова обратился к сценарию одноименного фильма Вуди Аллена. При этом Богомолов оставил уже привычный для него едкий сарказм и доверился чуть печальной иронии автора. В скупой конструкции, лишь очерчивающей контуры условных квартир (художник Лариса Ломакина), и в, казалось бы, узнаваемой для богомоловских спектаклей «ничегонеиграющей» манере прекрасные актеры проживают вроде бы банальную, но всякий раз по-новому болезненную историю распада семейных связей. Никаких драм — мы все современные интеллигентные люди! Мы остаемся друзьями. Вот только друзьями, совершенно не понимающими, куда все делось, почему мы рас- стались, почему нежданные или, напротив, долгожданные перемены ничего не ме- няют в жизни, а новые связи не приносят нового счастья. «Тартюф» / Электротеатр «Станиславский» В своей версии знаменитой комедии Мольера о разоблачении ханжи и мошенника Тартюфа режиссер Филипп Григорьян, почти не погрешив против классического текста в переводе Ми- хаила Донского, сделал одно допущение. Но оно перевернуло весь сюжет. Григорьян вы- строил посреди зала Электротеатра «Станиславский» изысканный и аскетичный дом своего Оргона (Юрий Дуванов), одел хозяина и его домочадцев в костюмы, напоминающие одеяния царского семейства Николая II (художник по костюмам Галина Солодовникова), а Тартюфа (Виктор Тереля) превратил в подобие Распутина. Такая визуальная ассоциация, поддержан- ная отточенной строгой «этикетной пластикой» (хореограф Анна Абалихина) и сдержанно- стью интонаций, заставляет взглянуть на происходящее как бы в иной исторической перспек- тиве. И, хотя в спектакле есть очень много смешного, история перестает казаться комической. Сама легкость того, как порядочный человек поддается чудовищному вранью, прикрытому миссионерскими разговорами о высшей морали, страшна по-настоящему. И никакое разобла- чение подлеца уже не спасет разрушенный дом. «ГрозаГроза» / Театр Наций Режиссер Евгений Марчелли, неоднократный номинант и лауреат «Золотой маски», во всех своих интерпретациях классических пьес пытается прежде всего разобраться в природе человеческих страстей. В поставленной им в Театре Наций хрестоматийной трагедии Островского «Гроза» ни о каком «луче света», разоблачающем «темное царство», речи нет. Гроза — это страсть, охватившая Катерину. Юлия Пересильд играет ее сильной, прямой, не привыкшей врать ни себе, ни другим. Чувство это невозможно объяснить. Любимый Борис ничем не отличается от постылого мужа Ти- хона: оба любят ее, но робко и безвольно, не умея защитить. Они и внешне неразличимы. Их и играет один актер Павел Чинарев. Но Катерина сама с собой не справляется. Жаркое, неотвязное томление ничто не может остудить. Даром, что она то и дело бросается в огромную купальню — единственное украшение пустого пространства сцены (сценография Игоря Капитонова). Да и в конце концов Катерина отказывается загонять свою страсть внутрь. Слишком яркий пример перед гла- зами: эффектная, красивая, но испепеленная неудовлетворенностью, несчастная и яростная Каба- ниха (Анастасия Светлова) и отравленный собственной злобой, так же несчастный Дикой (Виталий Кищенко) — пара, которая когда-то своей страстью пожертвовавшая. «Красная Шапочка» / Театр на Таганке Французский современный драматург Жоэль Помра пересказывает всем известные ска- зочные сюжеты, задавая персонажам самые простые вопросы: например, почему мама отпустила маленькую девочку одну в лес? Получаются совсем не сказочные истории взаимоотношений современных детей и родителей. Молодой режиссер Виктория Печер- никова в театре на Таганке поставила спектакль о быстротекущем времени, которого всегда не хватает занятым мамам для скучающих по ним дочек и взрослым дочкам для скучающих по ним стареющих мам. Легкое, недолгое представление в жанре элегант- ного французского аниме, разыгранное и почти протанцованное двумя актрисами: Юлией Стожаровой и Анастасией Колпиковой — кажется особенно пронзительным, когда его смотрят родители с детьми-подростками. Очень редкий жанр для московской сцены. Чудеса прилагаются. Подготовила Елена ГРУЕВА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==