№ 67 / Зима 2017-2018

OPEN №67 2017–2018 6 «Золушка» / Московский театр кукол Трудолюбивая падчерица смиренно страдает от придирок вздорной мачехи и капризов избалованных сестер, надеясь только на чудо. Чудеса возникают в положенный час: на сцене Московского театра кукол все располагает к волшебным превращениям. Актеры и куклы меняются местами, оживают музыкальные инструменты, в одно касание волшеб- ной палочки замарашка превращается в принцессу, а карета из тыквы мгновенно достав- ляет ее на бал. Режиссер Юрий Уткин выбрал для постановки знаменитый сценарий Евге- ния Шварца. Художница Евгения Шахотько сочинила живописную симфонию в духе ста- ринной сказки. Уходит вдаль панорама королевского замка. Крутятся гигантские шестеренки загадочного механизма, не позволяя ни останавливаться, ни опаздывать. Ведь счастье достижимо только в определенном месте и в нужное время. «Русалка» / РАМТ В маленькой черной комнате РАМТа все устроено понарошку. Прозрачные кувшины с ка- мушками изображают речное дно, колесо из деревянных ободов и перекладин служит мельницей (художник — Ольга Васильева). Но в спектакле Рустема Фесака все происхо- дит взаправду и страсти бушуют нешуточные. Пушкинскую «Русалку» режиссер назвал маленькой трагедией. То, что творится в душе князя после предательства его любви, со- поставимо с адскими муками самых больших грешников. Александр Девятьяров играет позднее раскаяние, смятение чувств, фатальную утрату почвы под ногами. Его «влечет неведомая сила» могучей русалки, еще недавно бывшей земной красавицей. Уверенная в своих женских чарах дочь мельника (Анна Дворжецкая) мстит беспощадно и страшно, навеки притягивая изменившего возлюбленного к опасным «грустным берегам». «Пока существует пространство» / Театр «Современник» Программка указывает место действия: «Где-то в Европе, старинный дом в провинции у моря на вершине холма». Камерное пространство на Другой сцене «Современника» похоже на просторную комнату в покоях некоего знатного графа (сценограф — Вера Соколова). За огромным столом на мас- сивных стульях могло бы расположиться солидное пирующее общество. Но диалог ведут всего двое — отчим и пасынок. Актеры Валентин Гафт и Саид Багов создали авторский спектакль о тревожном и циничном современном мире, о любви и равнодушии, о старости и одиночестве, о самоуверенно- сти и ложных надеждах, о подлинной красоте и наносной фальши. Глаза Валентина Гафта выражают гораздо больше слов его героя. В них — все- ленская тоска и мудрость гения, пережившего многие печали и осознав- шего их причины и последствия. «Дон Кихот» / Театр «Эрмитаж» Самого странного героя мировой литературы в новой постановке театра «Эрмитаж» глу- боко и тонко играет Борис Романов. У его идальго особое зрение. Он видит возвышенное в грубом, героическое в обыденном и ищет справедливость там, где ее нет. Абсолютно независимый и свободный, он обречен на всеобщее непонимание. «Этот спектакль — прогулка маргинала, человека, существующего и держащего в себе культуру четыреста лет, прогулка перед смертью. Ему интересно, что стряслось с людьми, каким он мир оставляет, кому нужен “Дон Кихот” Сервантеса? Может быть, он никому и не нужен вовсе?» — размышляет режиссер Михаил Левитин. Гигантские песочные часы, придуман- ные сценографом Сергеем Бархиным, отсчитывают время, отведенное благородному ры- царю на его подвиги. Подвиги смешные и бестолковые с точки зрения здравого смысла, но необходимые и значительные для тех, кто превыше всего ценит поэзию и хранит вер- ность высоким, пусть и несбыточным идеалам. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==