№ 67 / Зима 2017-2018
OPEN №67 2017–2018 8 Владимир Рыжков. Сияющий Алтай. — М.: РИПОЛ классик. Известный политик, историк, общественный деятель и теперь уже точно писатель Владимир Рыж- ков — потомственный алтайский житель и патриот родных мест. Патриот не на словах, на деле. Каждый отпуск проводит в путешествии по Алтаю. Пятнадцать лет назад он впервые сел в седло, оценил и полюбил такой способ передвижения и стал поклонником конного туризма. Поэтому — обычно летом, но иногда и в другое время года — он собирает компанию друзей, тщательно плани- рует маршрут, и — в дорогу. При этом всегда ведет подробные дневники, фиксирует встречи, раз- говоры, приключения, впечатления, забавные истории, фотографирует, а кроме того, делает зари- совки. Первые авторские очерки об Алтае появились еще в начале 2000-х в журнале National Geographic, потом были еще десятки публикаций. Однако объемный, почти семисотстраничный том — это не сборник уже опубликованных статей, а новый оригинальный и очень эмоциональный личный текст, своеобразное исследование истории, культуры, этнографических особенностей, мен- талитета Алтая и его жителей. Вдохновителем своей книги Владимир Рыжков считает Йоханнеса Габриэля Гранё, знаменитого финского ученого, основателя Финской академии наук, который сто лет назад проехал почти теми же маршрутами и написал культовую в Финляндии книгу «Алтай. Увиденное и пережитое в годы странствий» — блестящий синтез фотоискусства и науки. Возможно, в «Сияющем Алтае» меньше науки и больше от модного современного травелога, но в принципе книгу можно считать сиквелом. Про традиции про Чуйский тракт, про шаманов, про то, почему у каждого горного жителя к каждому мобильному по три симки от разных сотовых операторов. Про охоту и рыбалку, про людей и зверей. Саймон Шама. Сила искусства/Пер. с англ. — СПб.: Азбука; Азбука-Аттикус. «У великого искусства ужасные манеры! Благоговейная тишина музейных залов может ввести вас в заблуждение, внушив мысль, что шедевры живописи — это нечто изысканное и деликатное, это зрительные образы, которые умиротворяют вас, чаруют и скрашивают ваше существование. На самом же деле они сущие бандиты. Великие полотна коварно и безжалостно вцепляются в вас мертвой хваткой, выбивают почву у вас из-под ног и одним махом переворачивают ваше восприя- тие с ног на голову!» Из этого смелого заявления становится понятно, что автор книги — человек эксцентричный, имеет свой оригинальный взгляд на искусство, а читателя, который ему доверится, ожидает настоящее искусствоведческое приключение. Героями «Силы искусства» стали восемь художников, в ней рас- сказаны восемь захватывающих историй о восьми знаменитых шедеврах. О ком конкретно пойдет разговор? Компания, в которой вам предстоит провести время, подобралась блистательная — Кара- ваджо и Бернини, Рембрандт и Давид, Тернер и Ван Гог, Пикассо и Ротко… Исследователь и популяризатор искусства Саймон Шама прославился как автор документальных фильмов, снятых в сотрудничестве ВВС, а его книги уже стали классикой жанра. Он, профессиональ- ный историк, обладает редкостной для человека с академическим образованием способностью рассказывать об исторических событиях и произведениях искусства достоверно, увлекательно, не отягощая повествование цитатами и ссылками, которые зачастую становятся костылями, маскирую- щими писательскую беспомощность. Он пишет страстно и свободно, делится поразительными от- крытиями, выдвигает неожиданные метафоры. Основной пафос подлинного искусства заключен для него в слове «сила». Та самая сокрушительная преобразующая сила искусства, перед которой оказываются бессильны и зритель, и сам творец. Ян Мартел. Высокие горы Португалии: Роман/Пер. с англ. — М.: ЭКСМО. Серия «Интеллектуальный бестселлер» Совсем недавний, 2015 года, роман лауреата «Букера» канадца с испанскими корнями Яна Мартела. Несколько предыдущих книг писателя, от которого после оглушительного успеха мирового бест- селлера «Жизнь Пи» ждали открытий и откровений, восторгов не вызвали. В рецензиях звучало ра- зочарование, хотя все вроде понимают, что творческий процесс не конвейерное производство, вся- кое случается, гарантий нет. Поэтому новинку встречали настороженно. Однако практически сразу критика благосклонно отметила, что «Высокие горы Португалии» — книга особенная, тонкая, вол- шебная. При том что она совершенно не похожа на «Жизнь Пи», и это скорее комплимент: автор не боится рисковать, не повторяет себя прежнего, следуя уже проверенным рецептам успеха. Мартел создал роман-притчу о жизни после утрат, утрат окончательных. Состояния, когда в душе вместо радужной бабочки остается пыльная серая моль. И о том, что врачует самые безнадежные, незажи- вающие сердечные раны. И не будет ни капли слащавости, дурновкусия и фальшивого «позитив- чика». Будет трагикомическая — шокирующая, физиологичная, сюрреалистическая, трогательная история веры, утешения и просветления. Подготовила Клариса ПУЛЬСОН КНИГИ
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==