№ 68 / Весна 2018

OPEN №68 2018 6 «Визит старой дамы» / Малый театр Респектабельная миллиардерша Клара Цаханассьян — сущая дьяволица. Приехав в захолустный городок Гюллен, она искушает обнищавшее население несмет- ными богатствами и взамен за щедроты требует совершить жуткое преступле- ние. Актриса Людмила Титова играет женщину сильную, закаленную ударами судьбы, умеющую идти напролом и добиваться всего и сразу. Цель приезда бога- той дамы в богом забытое местечко — жестокая месть за давнее предательство и унижение. Возлюбленный Илл, бросивший ее несколько десятилетий назад, должен быть убит. Трактовка пьесы Фридриха Дюрренматта, представленная на основной сцене Малого театра израильской постановочной командой (режиссер: Илан Ронен, художник: Лили Бен-Нахшон Аарон), напоминает броский памфлет, клеймящий жрецов золотого тельца. Жители Гюллена продаются Кларе с оголте- лой готовностью, стремительно теряя моральный облик. Тем интереснее душев- ные метания Илла (его достоверно и подробно играет Василий Бочкарев). Став- ший изгоем даже в родной семье, он идет к гибели, умирая последним челове- ком среди людей, превратившихся в нелюдей. «Туман» / Театр им. Моссовета Это спектакль по малоизвестному роману испанского философа Мигеля де Унамуно. Режиссер, автор инсценировки и художественного оформления Илья Носоченко признался, что прочитал «Туман» как историю взросления и отважился на эксперимент, превратив сцену «Под крышей» в своеобразную лабораторию. «Искусство — единственный способ забраться в чужую голову, видеть чужими глазами. И мне хочется эту идею воплотить буквально!» — объяснил постановщик свой за- мысел. Перед зрителями разыгрывается остроумная пародия на сеанс психоанализа. Дон Мигель, профессор из Саламанки (Вячеслав Бутенко), исподтишка выстреливает в персонажей шприцами, заправленными «сывороткой правды». Череда саморазоблачений выстраивается в весьма неожи- данную сюжетную цепочку. Но тайный препарат действует ограниченное время. Вранье и лицеме- рие, дополняющие «чистосердечные признания», обостряют действие еще сильней. «Ревизор. Версия» / Театр Et Cetera Хрестоматийную гоголевскую пьесу поставил Роберт Стуруа. Текст значительно сокра- тил, смыслы комедии усилил зрелищными театральными метафорами. Чего стоит одна только шкатулка с роковым письмом, появляющаяся из воздуха. Или шинели, взмываю- щие над чиновниками по велению невидимого фокусника. Но самое непривычное не в этом. Такого Хлестакова, каким его играет Александр Калягин, мир еще не видел. Ста- рый, обрюзгший, больной, прикованный к инвалидной коляске… Только от сильного ис- пуга шайка беззаконников под предводительством городничего Сквозник-Дмуханов- ского (в демоническом исполнении Владимира Скворцова) смогла принять его за гроз- ного проверяющего. Приключение оживляет беспомощного бедолагу, меняет до неузнаваемости. Хлестаков молодеет на глазах. А встав с коляски, действительно ока- зывается ревизором из Петербурга. Нежданное явление провоцирует эффектную немую сцену — своеобразный восклицательный знак в конце спектакля. «Стефан Цвейг. Новеллы» / Филиал театра им. Евг. Вахтангова Четыре новеллы — четыре драматических парадокса. История темной, разрушительной и страшной страсти (рассказ «Лепорелла») сменяется гимном самоотверженной любви, мощным протестом против войны («Принуждение»). Пронзительное повествование об уча- сти слепого ценителя искусств («Незримая коллекция») — сюжетом о сверхъестественных умственных способностях («Шахматная новелла»). Молодые режиссеры Гульназ Балпеи- сова, Анатолий Шульев, Владимир Бельдиян и Хуго Эрикссен вглядываются в проявления людских характеров в невыносимых обстоятельствах. Их спектакль — про преодоление и покорность, про страхи и поражения, про победы и заблуждения… Пространство симонов- ской сцены (нового филиала театра им. Евг. Вахтангова) замкнуто. Это и дом, и тюрьма, и фамильный замок, и палуба корабля (декорация Максима Обрезкова универсальна). В глубине на возвышении расположены двери, открывающие неведомые дали. Кажется, достаточно сделать всего несколько шагов, чтобы оказаться там, где легко дышится и жи- вется свободно. Но пленникам мучительного времени об этом приходится только мечтать. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==