№ 69 / Лето 2018

классик OPEN №69 2018 44 думанный план не осуществился. Перед отъездом между влюбленными произошла серьезная размолвка. Причины ее до сих пор остаются невыясненными. Возможно, де- вушка поддалась увещеваниям матери. Не исключено также, что Глинка сам по какой-то причине разочаро- вался в своей избраннице. Как бы то ни было, разрыв был полный и окончательный. Утешение от разочарований и ударов судьбы Глинка находил в работе над оперой. Весной 1842 года в Россию впервые приехал Ференц Лист. Познакомившись с руко- писной партитурой «Руслана и Людмилы», прославлен- ный композитор, как впоследствии и Гектор Берлиоз, стал восторженным почитателем своего русского со- брата. Глинке это было тем более приятно, что большин- ство знакомых и даже друзей холодно отнеслись к опере. Михаила Ивановича все больше тревожила перспектива провала «Руслана и Людмилы». Предчувствие его не об- мануло. Премьера состоялась в конце ноября 1842 года и стала тяжелым испытанием для маэстро. Император и его двор демонстративно покинули зал до окончания пред- ставления. Когда же опустился занавес, то раздавшиеся поощрительные аплодисменты были перекрыты энергич- ным и дружным шиканьем большинства публики. Глинка обратился к сидевшему в директорской ложе начальнику штаба корпуса жандармов генералу Дубельту. «Кажется, шикают, идти ли мне на вызов?» «Иди, — отвечал гене- рал, — Христос страдал более тебя». Отдельные положительные отзывы об опере в прессе терялись в хоре недоброжелателей. В светских кругах на- смешливо повторяли фразу великого князя Михаила Пав- ловича, уверявшего, что он посылает офицеров за провин- ности вместо гауптвахты на спектакль «Руслан и Люд- мила». Глинка переживал неудачу своего творения как тяже- лую катастрофу. Он не мог найти рационального объяс- нения случившемуся. Ведь его вторая опера — гораздо более совершенное произведение по сравнению с «Суса- ниным». «Из “Руслана” я мог бы сделать десять таких опер, как “Жизнь за царя”», — с горечью говорил он. Что ж, судьба этой оперы в самом деле оказалась не- легкой, и лишь после смерти своего создателя она была признана одним из главных украшений отечественного оперного репертуара. чужие берега Весной 1844 года Глинка отправляется в новое путе- шествие за границу и начинает его с Франции. В Париже он знакомится и сближается со знаменитым Гектором Берлиозом, который организует несколько его концер- тов, имевших немалый успех. Впрочем, во французской столице Глинка пробыл не так уж долго — всего год. Его влечет Испания, страна, о которой он мечтал едва ли не с детства. В Испании он провел более двух лет, побывав во многих городах, везде изучая национальную музыку. За время пребывания на Иберийском полуострове Глинка создал всего два крупных произведения, но то были блестящие увертюры «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде». В начале лета 1847 года композитор оставил Испанию и через Париж, Вену и Варшаву возвратился в Россию. Летом-осенью 1848 года всего за два месяца он создает свою знаменитую увертюру «Камаринскую», о которой Чайковский позднее скажет: «Русская симфоническая школа вся в “Камаринской”, подобно тому, как весь дуб в желуде!» В период создания «Камаринской», последнего круп- ного симфонического сочинения Глинки, ему исполни- лось всего 44 года. Однако состояние его здоровья посто- янно ухудшается. Большие замыслы остаются незавер- шенными — брошены эскизы задуманных оперы и симфонии. Осознание уходящей жизни отравляет всю радость творчества. Он живет то в Новоспасском, то в Смоленске, то в Петербурге. Несколько раз выезжает в Варшаву. В Петербурге Глинка окружен молодыми по- читателями. Среди них необычайно талантливая певица Дарья Михайловна Леонова. Возможно, как считали не- которые близкие к композитору люди, она стала послед- ним сердечным увлечением Глинки. Весной 1852 года Михаил Иванович вновь задумыва- ется о путешествии во Францию, Италию и, главное, в Ис- панию. Однако сил у него хватает лишь на то, чтобы до- браться до Франции. Пробыв в Париже около двух лет, он возвращается на родину. Но через некоторое время уез- жает в Германию изучать полифонию с наставником своих юных лет известным профессором Деном. Увы, здо- ровье Глинки продолжает ухудшаться. Врачи находят у Михаила Ивановича «органические повреждения в же- лудке и печени». Он не верит этому диагнозу. Огромную радость приносит ему триумф, с которым 15 января 1857 года прошел его концерт в Берлине. Однако, выходя из жарко натопленных помещений, он простудился и слег. Глинка был очень ослаб, почти не принимал пищу и жало- вался на сильные боли в печени. В конце января наступило резкое ухудшение. 3 февраля ночью он потребовал пода- ренный ему матерью образок, молча поцеловал его и го- рячо помолился. В последние свои часы Глинка был нео- бычайно кроток и спокоен. В 5 часов утра сердце великого композитора остановилось. Глинку похоронили на лютеранском кладбище. Среди немногих провожавших был и знаменитый композитор Джакомо Мейербер. Любимая сестра Михаила Ивано- вича, Людмила Ивановна Шестакова, положила немало сил, чтобы перевезти гроб с телом брата на родину. В мае с немногими близкими друзьями она встретила в Крон- штадте траурный пароход. 24 мая 1857 года прах Михаила Ивановича Глинки был похоронен на Тихвинском клад- бище в Петербурге. О!

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==