№ 69 / Лето 2018

OPEN №69 2018 6 «Турандот» / Театра им. С. В. Образцова Этот спектакль адресован исключительно взрослым зрителям. Слишком жестоки дея- ния надменной китайской принцессы. Да и темы в сказке Карло Гоцци развиваются совсем не детские. Герои бьются не на жизнь, а на смерть. Высокие и низменные стра- сти доходят до опасных пределов. Но наряду с пафосными императорами и их на- следниками в пьесе хозяйничают смешные Тарталья, Панталоне, Бригелла. Они-то и заправляют кукольным представлением под венецианским мостом при свете луны: так решили режиссер Борис Константинов и художник Виктор Антонов. По сверкаю- щей воде туда-сюда снуют старинные гондолы. Лодки останавливаются, превращаясь то во дворец, то в хижину. Жесты бамбуковых кукол похожи на ожившие иероглифы. Турандот задает зловещие загадки Калафу. Прекрасная, как небесное светило, и при- зрачная, как облако, дева еще не знает, что уже попалась в свои же сети. «Египетские ночи» / Мастерская Петра Фоменко В «Мастерской Петра Фоменко» восстановили знаменитый спектакль мастера. Петр Наумович на- зывал свою постановку по Пушкину и Брюсову «Опытом театрального сочинения», но подчинил действие еще и музыкальным законам. Интродукция — салонная беседа петербургских аристо- кратов. Тон задает хозяйка, графиня D, она же Молва (Наталия Курдюбова), для которой все тай- ное становится явным, не исключая сердечного томления Зинаиды Вольской, вдовы по разводу (Полина Кутепова). Обмен репликами, ценными наблюдениями, колкими замечаниями переходит в стихи и пение. Этот ансамбль своего рода аккомпанемент солисту-импровизатору. Самоуверен- ный гастролер синьор Пиндемонти — то ли шарлатан, то ли гений (Карэн Бадалов, возобновивший спектакль, вернулся к своей лучшей роли). Он фиглярствует, витийствует, ворожит, гипнотизи- рует, втягивая слушателей в сюжет о Клеопатре и ее любовниках. На его тему светское общество устраивает домашний спектакль. Главная роль достается роковой красавице Вольской. «Свадьба» / Театр «Современник» Режиссер Егор Перегудов составил композицию для театра «Современник» по произведе- ниям разных авторов. Михаил Зощенко, Антон Чехов, Лев Толстой, Илья Ильф и Евгений Пе- тров, Михаил Жванецкий писали о вступлении в семейную жизнь с изрядной долей горечи и сарказма. Наиболее беспощадно развеивал иллюзии Бертольд Брехт. Его одноактная пьеса «Мещанская свадьба» — в центре постановки. Жених (Семен Шомин) и невеста (По- лина Пахомова) старательно имитируют благополучие и достаток. А между тем их домаш- ний мир рушится в прямом и переносном смысле. Застольная беседа опускается до мелоч- ных придирок и разоблачений. Гости ссорятся друг с другом и с хозяевами. Ломается ме- бель, портится угощение. Абсурд усиливается, молодой супруг отчаянно вскрикивает: «Я все починю!» Но ситуация выходит из-под контроля окончательно и бесповоротно. «Последние дни» / Российский академический молодежный театр На сцене РАМТа появился «театральный пасьянс». В первом действии идет пьеса Михаила Булгакова о последних днях Пушкина. В предвестии великой потери волнуются друзья поэта, глумятся его враги. Нагнетаются тревоги, усиливается ощущение безысходности. Потом время резко откатывается назад, в дни юности Петра Первого. В «Убить змееныша» Бориса Акунина растет победительная энергия молодого царя (его играет Виктор Пан- ченко), готового к судьбоносным свершениям. Смысловые связи между частями режиссер Алексей Бородин нашел в пушкинской поэме «Медный всадник». Ее фрагменты возникают между сценами основного действия. Раздвигаются подвижные конструкции декораций Станислава Бенедиктова, освобождая бескрайнее пространство. Актеры Павел Хрулев, Максим Керин и Дмитрий Кривощапов воспевают «Петра творенье» и ужасаются городу наводнений, в котором нет защиты ни от безумства стихий, ни от самовластья тиранов. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==