№ 70 / Осень 2018

OPEN №70 2018 118 Мтацминда хорошо известна гурманам: на верхней стан- ции фуникулера целый дворец занимают рестораны с пре- восходной кухней и замечательным видом на город. Мы тоже приходим в «Фуникулер», выбираем столик у окна и остаемся ужинать. Быстро опускается темнота, внизу в го- роде загораются фонари, за ними включается подсветка зданий, мостов и даже отвесных берегов Куры, зажигаются крупные яркие звезды, и мы парим между звездным небом над головой и россыпью городских огней под ногами, ох- ваченные негой этого переливающегося теплого осеннего вечера. пастораль От Тбилиси невозможно оторваться, но мы покидаем его и едем в Мцхету — первую столицу Грузии и самый древний ее город. Мы едем по старинному караванному пути вдоль Куры и неожиданно встречаем бронзового Лермонтова на вы- соком пьедестале. Пьедестал окружили овцы, и Лермонтов растерянно смотрит на отару, заполонившую луг и вытекаю- щую на дорогу. Из ниоткуда появляется пастух — настоящий пиросманиевский пастух в черной бурке, хотя и без дудочки. Он что-то кричит овцам, и гортанный звуки его речи скачут по камням и уносятся ветром. Овцы неохотно уходят с дороги, им помогает собака — большая добрая овчарка. Над этой па- сторальной картиной, над овцами, собакой, Лермонтовым и голосом пастуха поднимается гора — еще одна Святая гора, увенчанная древним храмом монастыря Джвари. Это тот самый монастырь из поэмы «Мцыри» и то самое место, где «сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…». Мы машем пастуху и его овцам, про- щаемся с Лермонтовым и медленно поднимаемся в гору. Название Джвари означает «Крест». По преданию храм Джвари был построен в том месте, где святая Нина Каппадо- кийская поставила крест, сделанный ею из виноградной лозы, в честь принятия Грузией христианства. Храм Святого Креста был построен в конце VI века, сменив еще более раннюю ма- ленькую церковь. «Столбы обрушенных ворот, и башни, и церковный свод...» — написал Лермонтов. Мы поднимаемся к храму, и нас встречают все те же обломки высоких каменных стен и остатки башен, за которыми смотрит в небо сам Джвари, величественный и строгий. Он вырастает прямо из крутого склона, чудом держа равновесие на самой вершине, со- единяя собой небеса и землю, прошлое и будущее, мир ви- димый и невидимый. Его красота аскетична и совершенна: узкие окна, строгие чистые линии, гладкие обветренные стены, космическая гармония Духа. Так же чист и соверше- ОТКРЫТЫЙ МИР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==