№ 70 / Осень 2018

классик СОДИС 43 его руководством работает над созданием самого бы- строго самолета в мире. Машина получает название Н-1 — «Хьюз-Один». Ховард отнюдь не был выдающимся авиационным конструктором, но он, как никто другой, умел отбирать все лучшее, что можно было использовать в его проекте. На своей необычайно изящной машине с тысячесильным мотором воздушного охлаждения «Пратта и Уитни» Ховард 12 сентября 1935 года побил мировой рекорд скорости, принадлежавший французу Дельмотту. Новое достижение —567,23 км/ч. На модифи- цированной модели этого же моноплана Хьюз в январе 1937 года пересек североамериканский континент с ре- кордным временем — 7 часов 28 минут. Ховард был официально признан лучшим летчиком Соединенных Штатов, но он уже не может остановиться. Теперь на очереди был полет вокруг земного шара. Скрыт- ный, как всегда, Ховард заявил журналистам, что хочет лишь улучшить время Чарльза Линдберга, совершившего перелет Нью-Йорк—Париж в 1927 году. Однако оснаще- ние его «Локхида-14» свидетельствовало о гораздо более серьезных намерениях. Последняя модель двухмоторного пассажирского самолета компании «Локхид», способная нести на борту двенадцать человек, была основательно усовершенствована специалистами «Хьюз Эйркрафт Компани», существовавшей уже несколько лет. На моно- плане были установлены два двигателя Wright G-102 по 1200 л. с. каждый. Самолет был оснащен самыми совре- менными по тем временам средствами контроля за рабо- той всех систем, в том числе и автопилотом, способным вести машину заданным курсом в течение многих часов. Три отдельных радиопередатчика должны были обеспе- чить надежную связь. Вес «Локхида», включая дополни- тельные баки с горючим и маслом, составлял почти три- надцать тонн. Самолет был так тяжел, что компании «Гу- дрич» пришлось сконструировать для него специальные шины. В экипаж кроме Хьюза входили еще четверо опыт- ных летчиков. Список снаряжения команды включал две сотни наименований. Хьюз не забыл даже охотничьи вин- товки и рыболовные снасти в случае, если пришлось бы совершить аварийную посадку в безлюдных районах Си- бири. Все свободное пространство самолета было запол- нено…шариками для пинг-понга. Их было многие тысячи. Они должны были улучшить плавучесть «Локхида» в слу- чае вынужденного приводнения. За несколько минут до отлета жена второго пилота Гарри Коннора, проскольз- нув через полицейский кордон, подбежала к самолету и «на счастье» прилепила к хвосту машины жвачку. Через 16 часов 38 минут «Локхид» совершил посадку на аэродроме Ле Бурже в Париже. Чтобы пересечь Атлан- тику, Хьюзу потребовалось в два раза меньше времени, чем Линдбергу. Но Париж был лишь первой остановкой в путе- шествии вокруг Земли. Следующим пунктом стала Москва. В столице СССРХьюзаждала теплая встреча. Особенно сердечно приветствовали его советские летчики Громов и Юмашев, незадолго до этого совершившие рекордный пе- релет вШтаты через Северный полюс. Хьюзу была препод- несена огромная банка икры. Он, однако, отказался от этого щедрого дара, но согласился взять несколько буты- лок минеральной воды. Следующие две посадки на терри- тории СССР были произведены в Омске и Якутске. Затем последовал двенадцатичасовой перелет до Фэрбанкса (Аляска), а 14 июля 1938 года в половине третьего дня «Локхид» приземлился в нью-йоркском аэропорту. Ре- кордный полет продолжался 91 час 14 минут. Все это время за штурвалом самолета безотлучно находился сам Хьюз. Со времени полета Линдберга Нью-Йорк не знал та- кого столпотворения. На улицы вышли более миллиона человек. Департамент уборки города с гордостью заявил, что установлен еще один рекорд — с улиц было убрано 1800 тонн конфетти, что на 200 тонн больше, чем во время встречи Линдберга. Невиданный триумф никак не повлиял на личные при- вычки и образ жизни Хьюза. Он, как и прежде, чрезвы- чайно мало внимания уделял заботам о своем внешнем виде. Дело доходило до курьезов. Несколько раз не- брежно одетого Хьюза задерживала полиция, когда он, разложив на скамейке в парке пакет молока и пару сэнд- вичей, собирался перекусить. Ситуация осложнялась тем, что Хьюз практически никогда не имел при себе денег и документов… разочарования Годы Второй мировой войны принесли Ховарду не- мало разочарований. Дело было не только в том, что он, один из лучших асов Америки, не смог из-за дефектов слуха принять личное участие в боевых действиях. В этот период его словно преследует злой рок. Ни один из круп- ных правительственных заказов не был Хьюзом доведен до успешного завершения. Работа над самолетом-развед- чиком XF-II едва не закончилась трагически. Испытывав- ший машину Хьюз упал на ней между двумя коттеджами фешенебельного района Беверли-Хиллз. К счастью, никто из жителей не пострадал, но сам Хьюз в тяжелейшем со- стоянии был доставлен в госпиталь. Ему удалось выкараб- каться, и доктора называли это чудом. Чтобы уменьшить нестерпимую боль, Хьюзу кололи морфий, потом заме- нили его более слабым обезболивающим — кодеином. Именно к этому содержащему опиум препарату Хьюз и пристрастился, принимая его всю оставшуюся жизнь, что тщательно скрывалось до самой его смерти. День 2 ноября 1947 года навсегда запечатлелся в па- мяти Ховарда. Тогда в присутствии тысяч зрителей он поднял в воздух один из самых больших в истории авиа- ции самолетов, над которым его компания работала все годы войны. Восьмимоторный гидросамолет «Геркулес» в самом деле поражал своими циклопическими размерами. Он был

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==