№ 70 / Осень 2018

OPEN №70 2018 8 «Три сестры» / Студия театрального искусства Сергей Женовач поставил классическую пьесу Чехова в классических «чеховских» костю- мах, не переписывая, а лишь сокращая классический текст. Получился довольно жесткий спектакль об инфантильных людях, милых, но беспомощных, предающихся маниловским мечтам о счастливой жизни где-то там и совершенно неспособных строить свою реаль- ную жизнь, понять или хотя бы услышать близких и помочь им. Смягчает ситуацию то, что герои реально очень юны. Все роли, кроме старика Чебутыкина, играют прошлогод- ние выпускники мастерской Женовача в ГИТИСе. Три сестры — совсем девочки, заблудив- шиеся в трех, а вернее, в тридцати трех деревьях. Глубину сцены от зрителей отрезает ряд тесно стоящих березовых стволов (сценография Александра Боровского). Герои бук- вально протискиваются сквозь них, как бы смиряясь с тем, что им самим и места нет. И в то же время прячутся за березовым частоколом от жизни. «Муму» / Театр наций Если режиссер и художник Дмитрий Крымов называет свой спектакль «Муму», то это верная примета, что к утоплению милой собачки немым Герасимом история на сцене будет иметь весьма косвенное отношение. Главным героем здесь становится сам театр и его проводник- режиссер (Алексей Вертков), который пытается перевести на театральный язык гармонию природы или хотя бы многословную красоту прозы Тургенева, природу описывающую. И когда после долгих приготовлений, с привлечением всех возможностей света, звука, видео, живой актерской реакции, удается создать на миг иллюзию красоты, случайно оказавшаяся на репетиции малолетняя племянница режиссера Маша (Мария Смольникова) со всей непо- средственностью «выдает» секрет фокуса публике и иллюзию разрушает. Этот смешной, при- хотливый, наивный и очень красивый спектакль на самом деле — подлинная трагедия худож- ника, который дерзает, но никак не может стать богом. «Солнечная линия» / Центр им. Вс. Мейерхольда Режиссер Виктор Рыжаков — настоящий соавтор театра Ивана Вырыпаева. Именно Рыжаков чаще всего находит уникальные ключи к пьесам Вырыпаева, иногда изобретая новые теа- тральные жанры. «Солнечная линия» — первый спектакль-батл. На узком помосте, напомина- ющем фехтовальную дорожку (сценография Николая Симонова), двое — муж (Андрей Бур- ковский) и жена (Юлия Пересильд) после сонной перебранки в пять утра на собственной кухне с ураганной скоростью втягиваются в безжалостную словесную битву, переходящую в настоящую драку. И все потому, что он забыл сказать, как она хороша спросонья. Солнечная линия — эта та порой неуловимая грань между даже очень родными и любящими людьми, которая может освещать их союз сочувствием, а может ослеплять непониманием, превращая тонкую линию в пропасть. «Старший сын» / Театр на Таганке Денис Бокурадзе — создатель крохотного авторского театра «Грань» в городе Новокуйбы- шевск, неоднократного номинанта «Золотой маски», впервые выпустил спектакль в Мо- скве — в Театре на Таганке. И ему удалось сдержать стремительные ритмы большого го- рода и дать возможность зрителям не спеша, вглядываясь в каждую деталь, слыша даже тихие шаги героев, войти в теплый (буквально связанный из шерсти — художник по ко- стюмам дважды лауреат «Золотой маски» Елена Соловьева), нежный и беззащитный мир вампиловских героев, где всерьез верят, что «все люди братья», что главное — любовь и что нельзя бросать человека в одиночестве. Роль Бусыгина — парня, зашедшего по- греться на часок и навсегда оставшегося в этом тесном мирке, — играет известный бард Василий Уриевский, который исполняет свои песни, некоторые написаны специально для спектакля. А Сарафанова — отца непутевого на первый взгляд семейства — играет Нико- лай Чиндяйкин. Подготовила Елена ГРУЕВА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==