№ 71 / Зима 2018-2019

OPEN №71 2018–2019 10 Евгений Гришковец. Театр отчаяния. Отчаянный театр: Роман. — СПб.: Азбука-Аттикус. Существует такой жанр, особенно популярный в эпоху Просвещения — роман воспитания. Обычно это повествование о том, как юный человек проходит все этапы взросления, выстраи- вает собственные отношения с миром и наконец обретает себя. В каком-то смысле «Отчаян- ный театр» можно считать романом воспитания. Герой, сам Евгений Гришковец, и его жизнь — от «поражения театром» в ранней юности до признания и широкой популярности. События своей жизни он многократно описывал в рассказах и пьесах, но тут впервые все жи- тейские и творческие коллизии собраны в единый, динамичный, плотный, 900-страничный романный сюжет. Герой ни разу не назван по имени, это осознанная авторская игра, и, кроме того, нет никаких дат. Автор считает свое произведение «романом-испытанием». В книге есть выразительный эпизод. Когда-то в 1990-х на улицах Берлина герой работал «живой ста- туей» — «железным человеком», зарабатывал сносно. Однажды в него бросили бутылку — и попали, точно в голову. Отделался сравнительно легко, однако понял, что это знак — пора возвращаться. На последние деньги покупает билет домой и обнаруживает, что на нем нет ни даты, ни места. Ему объясняют, что билет дает право на поездку при наличии свободных мест. Надо подождать, пока место появится, и еще доплатить, чтобы уехать. Тут есть своео- бразная проекция мироустройства. «Театр отчаяния» про то, как человек не стал ждать сво- бодного места, а создал его сам. И ни в коем случае не воспоминания: «Я пишу не о про- шлом, а о пережитом. В этом разница […] Мне вообще не нравится заниматься воспоминани- ями […] Из воспоминаний я делаю литературу. Процесс воспоминаний — опасное занятие, как нырять за жемчугом […] Можно вернуться совершенно несчастным». Добавим, что автор и герой возвращаются победителями. Григорий Служитель. Дни Савелия: Роман. — М.: АСТ: РЕШ. Жизнь Савелия началась в коробке из-под бананов в старом купеческом районе Таганки, в Шелапутинском переулке, на высоком берегу Яузы. Важное про него становится понятно из подзаголовка — «Роман о котах и людях. И те, и другие играют чью-то жизнь». Короче, сам Савелий — беспородный кот, и вся жизнь и двуногих, и хвостатых увидена его глазами. Гри- горий Служитель — человек театра, профессиональный актер. Написав текст, он не стал но- сить его по издательствам, а отправил сразу... знаменитому Евгению Водолазкину. Доктор филологии Евгений Водолазкин — человек воспитанный и отзывчивый — прочитал и не смог устоять перед обаянием текста. Поэтому отправил его в самую лучшую редакцию, сопрово- див не только рекомендацией, но и предисловием. И все получилось. Ведь коты сами по себе умны, наблюдательны, проницательны, ходят тихо, умеют незримо присутствовать везде и узнают самые сокровенные человеческие тайны. И вообще они почти люди. Главное в книге, пожалуй, помимо легкого слога, простой житейской философии и ироничного взгляда на мир (коты иначе не умеют, это мы понимаем) — ощущение теплоты и любви. «Ведь так уж задумано природой, что если долго к кому-то прижиматься, то у тебя образу- ется что-то вроде выемки. И она подходит точно так же к тому выступу, что есть у твоего кота или, положим, собаки. И чем больше ты кого-то любишь, тем больше у тебя таких вые- мок, которые в сервисе не заделаешь и страховкой не покроешь». Бьёрн Берге. Исчезнувшие страны. 1840–1970. / Пер. с норвежского. — М.: Текст. Триполитания, Лабуан, Оранжевое свободное государство, Элобей, Аннобон и Кориско, Кар- наро и Фуиме — не слышали о таких странах? О них вообще мало кто слышал и на совре- менных географических картах таких названий не отыскать. Но они реально существовали. Более того, даже выпускали собственные почтовые марки. Эта книга полна необычайных, удивительных, почти невероятных, драматичных историй. И первая — об авторе, человеке явно незаурядном. Коллекционеры по преимуществу чудаковаты, вот и Бьёрн Берге такой — немного сумасшедший собиратель. Кому бы еще могло прийти в голову целеустрем- ленно собирать марки стран, которых больше нет. Не просто охотиться за редкими филате- листическими артефактами, но погружаться в архивы, находить поразительные сюжеты, связанные с этими странами. Про каждую исчезнувшую есть особая история с географией, политикой и разнообразными казусами. Например, Султанат Верхняя Яфа площадью меньше современного Люксембурга с населением 35 тысяч человек просуществовал 167 лет. Султан страны, где люди обитали в земляных домах и практически не было почто- вого оборота, успел даже заказать роскошные марки с фрагментами всемирно известных живописных шедевров, включая танцовщиц Дега. Но политические игры британцев не до- вели до добра. Самого султана казнили, страну поглотили, а эффектные марки, так и не успев добраться до исторической родины, осели в частных коллекциях. Подготовила Клариса ПУЛЬСОН КНИГИ

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==