№ 71 / Зима 2018-2019

классик OPEN №71 2018–2019 42 славянские корни Энди Уорхол родился 6 августа 1928 года в Питт- сбурге (штат Пенсильвания). Его родители Андрей и Юлия Вархола эмигрировали в Соединенные Штаты после начала Первой мировой войны. Они родились в не- большой карпатской деревушке Микова на северо-вос- токе Словакии, входившей тогда в Австро-Венгерскую империю. Андрей и Юлия были русинами. Глава семьи Эндрю, как стали называть его на новом месте житель- ства, работал сначала шахтером, а потом строителем. Юлия растила троих сыновей. Энди был самым младшим. Родители будущего художника дома говорили исключи- тельно на родном языке, в котором встречались не только словацкие, но также чешские, польские и русские слова. Энди отлично понимал этот язык, но сам предпо- читал английский, на котором его мать так и не научи- лась хорошо объясняться. Энди рос слабеньким, нервным и очень впечатлитель- ным. В школу его отдали рано, ему не исполнилось и пяти, но из-за постоянных болезней он часто пропускал заня- тия. В восемь лет у него проявились симптомы болезни Гентингтона, больше известной как пляска святого Витта. Она поражает центральную нервную систему и вызывает самопроизвольные спазмы мышц. Примерно в это же время кожа мальчика, возможно, из-за осложнений после скарлатины, потеряла окрашивающий пигмент и стала такой бледной, что его стали принимать за альбиноса. Долгие месяцы Энди проводит в постели. Единственное развлечение — иллюстрированные журналы, которые он рассматривает, а потом вырезает понравившиеся ему фо- тографии и рисунки. Мать учит Энди раскрашивать картинки, копировать изображения, а потом и рисовать. У Юлии, несомненно, были художественные способности, хотя она лишена была возможности как следует их развить. Тем не менее на некоторых современных выставках Уорхола экспони- руются и ее работы — наивные, но весьма интересные. Чаще всего Юлия изображала кошек. на грани исключения В школе Энди успевал неплохо, но учителей раздра- жал тем, что пропускал много занятий по болезни и даже не делал вид, что его интересует математика или англий- ская литература. Одноклассники презирали его за то, что Энди был хил и невзрачен, не любил шумных компаний, не занимался спортом, пасовал перед хулиганами и зади- рами. Этакий гадкий утенок, который вряд ли когда-ни- будь превратится в прекрасного лебедя. Когда Энди было 14 лет, погиб его отец, что сделало мальчика еще более замкнутым. Закончив школу в 1945 году, Уорхол поступает в Технологический институт Карнеги (сейчас Универси- тет Карнеги — Меллона) на отделение графики и про- мышленного дизайна. Сказать, что будущий «король поп-арта» блистал там, было бы бессовестным преуве- личением. Более того, не очень-то успевавший по ака- демическим дисциплинам, Энди несколько раз оказы- вался на грани исключения. Его не хотели переводить на второй курс. Умоляя преподавателей оставить его в институте, Энди даже пустил слезу. До сих пор оста- ется открытым вопрос: дал ли институт что-нибудь Энди, кроме диплома бакалавра изобразительных ис- кусств. Некоторые его сокурсники отвечают на этот во- прос сугубо отрицательно, утверждая, что Энди пришел в институт с уже выработанным собственным стилем и все усилия преподавателей научить его чему-нибудь терпели неудачу. Тем не менее на последнем курсе ни профессора, ни студенты уже не сомневались, что Энди безумно талант- лив. Быть может, даже гениален, осторожно прибавляли некоторые. Нужно сказать, что чистое искусство ни- когда особенно не волновало Уорхола. Гораздо ближе ему были образцы искусства коммерческого. А вообра- жение он подпитывал, листая страницы модных глянце- вых женских журналов. Именно они пробудили в нем сохранившееся на всю жизнь восхищение перед Ее вели- чеством модой. Уже на последних курсах института Уор- хол подрабатывал, оформляя витрины магазинов и оде- вая манекены. низкое искусство В 1949 году, получив степень бакалавра, Энди переез- жает в Нью-Йорк. Он без устали работает и так же без устали бегает по редакциям, предлагая свои рисунки. В те дни роль его портфолио выполняла большая сумка — пакет из грубой бумаги. Однажды, открывая ее, чтобы до- стать рисунок, Энди с ужасом увидел, как из пакета вы- ползает таракан. В Нью-Йорке за короткое время он сме- нил несколько дешевых комнат, но непременным атрибутом каждой из них было неимоверное количество этих насекомых. Редактор журнала с сочувствием взгля- нула на молодого художника и сделала ему заказ на не- сколько рисунков. Впрочем, дело здесь было вовсе не в жалости. Просто рисунки Энди в самом деле были хо- роши. Прошло еще немного времени, и Энди натолкнулся на идею, которая стала для него поистине золотоносной жилой. Дамская обувь. Именно ее реклама сделала его имя знаменитым среди нью-йоркских иллюстраторов. Энди рекламировал продукцию известной обувной ком- пании Miller. Поначалу его рисунки, изображавшие изде- лия компании, были выдержаны в сугубо реалистическом стиле. Однако вскоре эта преснятина Энди надоела, и на страницах журналов появились своеобразные карика- туры на изящную миллеровскую обувь — туфельки с гро- тескно большими пряжками, вычурными ремешками, за-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==