№ 71 / Зима 2018-2019

классик OPEN №71 2018–2019 44 странные фильмы Энди в качестве режиссера начинает снимать фильмы, как документальные, так и художественные. В этом новом для себя амплуа он проявляет не меньше оригинальности, чем в живописи. Чего стоит, к при- меру, его фильм об одном из самых красивых нью- йоркских небоскребов Empire State Building. В этой восьмичасовой картине на экране ровным счетом ни- чего не происходит, лишь сгущаются сумерки над ги- гантским зданием, которое затем освещается огнями. Некоторые синефилы провозгласили это «творение» Энди шедевром, возвращающим кино к его истокам, к «очищению и обновлению». Уорхола даже сравнивали с братьями Люмьер. Как правило, персонажами большинства его фильмов были проститутки обоего пола. Значительное место в этих лентах занимали откровенные постельные сцены. Причем Энди отдавал предпочтение гомосексуальным сюжетам. Впрочем, некоторые его фильмы того времени в самом деле отличает дух авангардизма. К примеру, в «Девушках из Челси» различные по времени действия эпизоды про- ецировались на два параллельных экрана и сопровожда- лись двумя звуковыми дорожками. Осенью 1969 года Энди выпустил свой самый кассовый фильм Trash («Мусор»). Последняя же его лента вышла в 1976 году. Однако совсем с кинематографом Уорхол не порвал. Уже в 1980-е годы он снимается в эпизодах не- скольких фильмов других режиссеров, в частности в ко- медии «Тутси» и популярном тогда сериале Love Boat («Лодка любви»). В одной из серий он играет самого себя — Энди Уорхола, ставшего уже знаменитым, в окру- жении других звезд, портреты которых он создал раньше. три пули Уже к концу 1960-х «Фабрика» Уорхола становится местом весьма привлекательным для интеллектуальной и артистической элиты. Среди гостей можно было встре- тить Теннесси Уильямса, Трумэна Капоте, Элизабет Тей- лор, Марлона Брандо, Джека Николсона, ЛайзуМинелли, Мухаммеда Али. Некоторые из них стали моделями для его портретов и героями статей в выпускаемом им жур- нале «Интервью». В то же время «Фабрику» нередко посещали и слу- чайные люди с «улицы» — хиппи, гомосексуалисты, лесбиянки, трансвеститы. Часто они участвовали в съемках фильмов Уорхола. Конфликты и скандалы в студии не были таким уже редким делом, но то, что произошло там летом 1968 года, стало событием из ряда вон выходящим. В студию Уорхола захаживала молодая женщина Ва- лери Соланас, существо с неуравновешенной психикой и воинствующе-феминистскими взглядами. Энди она как-то предложила сценарий для фильма. Рукопись куда-то затерялась, и когда Соланас потребовала ее назад, Энди не смог рукопись вернуть. Болезненно подо- зрительная Валери решила, что Уорхол хитрит и хочет использовать ее идею, не заплатив гонорар. Объяснения и уверения Энди не действовали. 3 июня 1968 года Валери появилась в студии и три раза выстрелила в Энди из ре- вольвера. Пули задели оба легких, печень, селезенку и поджелудочную железу. Уорхола в критическом состоя- нии доставили в больницу. Операция длилась более че- тырех часов. Энди пробыл в больнице почти два месяца. Валери сама явилась в полицию после покушения, зая- вив, что нисколько не жалеет о содеянном. Медицинское обследование установило болезненное состояние ее пси- хики, и девушка провела три года в специальном испра- вительном учреждении. «студия 54» К началу 1970-х Уорхол уже признанный лидер поп- арта Нового Света. Все приезжие знаменитости считают своим долгом его посетить. Он знакомится с Сальвадором Дали, Рудольфом Нуреевым, Джоном Ленноном, Элто- ном Джоном. Энди сближается с Миком Джаггером во время гастролей Rolling Stones весной 1971 года и оформ- ляет оригинальную обложку для их альбома Sticky Fingers. За две недели разошлось более полумиллиона копий. Энди считал, что в этом есть и его заслуга. Уорхол в центре модной нью-йоркской тусовки. Его часто видят в самом известном ночном клубе города «Сту- дия 54». Это было место, полное радости, секса, кокаина и знаменитостей. Энди чувствует себя там как рыба в воде. Он организовывает вечеринку по случаю дня рождения супруги Мика Джаггера Бьянки. По его совету она при- езжает в клуб верхом на белой лошади, совершенно нагая, прикрытая лишь своими распущенными волосами. Фото- графии ее напечатали все таблоиды мира. В день пятиде- сятилетия самого Энди его приятель, владелец клуба Стив Рубелл, наполнил мусорную урну долларовыми купюрами и торжественно высыпал их на голову Энди. При этом гости хором пели «Happy Birthday». Непременным участником подобных сборищ был близкий друг Энди знаменитый дизайнер и модельер Рой Хальстон — первый американец, получивший при- знание по обе стороны океана. В свое время он просла- вился шляпкой-таблеткой, которую Жаклин Кеннеди надела на инаугурацию своего мужа. Иногда Уорхол выходил на дефиле Хальстона в качестве манекенщика. Говорят, несколько раз он демонстрировал даже жен- скую одежду. Естественно, общаясь с самыми модными персона- жами кино- и шоу-бизнеса, Энди и сам желал выгля- деть как можно авантажнее. Давалось ему это нелегко. Он рано облысел и поначалу везде носил шляпу. Но

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==