№ 72 / Весна 2019

классик OPEN №72 2019 60 Позднее с Сережей стала заниматься подруга матери Анна Дмитриевна Орнатская, закончившая Петербург- скую консерваторию. Она очень много дала мальчику. В 1896 году уже взрослый Рахманинов посвятит ей один из своих лучших романсов «Вешние воды» на стихи Тютчева. две консерватории Мальчик подрастал. Отец мечтал для него о Пажеском корпусе. Однако для этого нужны были приличные сред- ства, а их у семьи не было. Василий Аркадьевич хозяй- ственными делами не занимался, зато много времени про- водил за карточным столом. Имение приходило в упадок, семья шла к разорению. Сначала с торгов ушло Семеново, где родился Сережа, затем та же судьба постигла Онег. О военной карьере пришлось забыть. Было решено отдать Сережу в младший класс Петербургской консерватории, и вскоре семья переехала в столицу. Впечатлительный мальчик тяжело привыкал к новой жизни. Чувство неуют- ности усиливалось тяжелыми раздорами между родите- лями, которые в конце концов привели к полному раз- рыву. Любовь Петровна все больше уходила в себя, пере- стала уделять сыну достаточно внимания. Сережа часто и подолгу жил у своей тетки со стороны отца. Там с ним обращались тепло и ласково, но воспитанием по- настоящему не занимались. Сережа обожал свою бабушку Софью Александровну, но она в Петербурге бывала лишь наездами. Между тем Сережа рос сорванцом. У него была своя жизнь, которая с консерваторией была связана очень мало. Зимой с утра он прямиком направлялся на каток. «Я стал очень хорошим конькобежцем, но никогда и не при- ближался к консерватории», — вспоминал Сергей Васи- льевич. Вторым его любимым развлечением была езда на подножке конки, куда он запрыгивал и соскакивал на пол- ном ходу, рискуя попасть под другой экипаж. Проводя таким образом время, Сережа благодаря своим способ- ностям успевал только по музыкальным предметам, зава- лив все общеобразовательные. До поры до времени он решал эту проблему довольно просто, переправляя в за- четной книжке единицы на четверки. Весной 1885 года, после трех лет обучения, перед ним реально встала угроза отчисления. После семейного совета расстроенная мать решила перевести Сережу в Московскую консерваторию и отдать в руки опытнейшего педагога Николая Сергее- вича Зверева. В нем уживались деспот и добряк, сума- сброд и человек широкой души. Зверев сумел оценить вы- дающуюся одаренность мальчика и направить его разви- тие по верному пути. Сергей вместе с двумя другими учениками жил у Зве- рева дома на полном пансионе практически бесплатно. Зарабатывал Зверев в основном частными уроками. К своим «зверятам», как называли его воспитанников в кон- серватории, он относился почти с отеческой заботой. Учили их не только музыке, но и иностранным языкам. По воскресеньям ребята ездили на уроки танцев. Не пропу- скали и премьер в Большом и Малом театрах. Зверев по- зволял ученикам пользоваться своей богатейшей библио- текой. Дом Зверева посещали известные музыканты, пи- сатели. В нем часто бывали Сергей Иванович Танеев и Петр Ильич Чайковский. За три года жизни у Зверева Рахманинов повзрослел, стал сдержанным, довольно зам- кнутым. Уже в то время его игра отличалась высокой ар- тистичностью. Феноменальная музыкальная одаренность юного музыканта, исключительный слух и память позво- ляли ему выучивать труднейшие произведения за необы- чайно короткий срок. четыре плюса В 1868 году Сергей Рахманинов переходит на старшее отделение Московской консерватории. Он был зачислен в класс гармонии замечательного музыканта Антона Степа- новича Аренского сразу на второй курс. На экзамене в конце года за сочиненные Рахманиновым несколько фор- тепианных пьес он получил высший балл. На следующий день произведения молодого композитора прослушал Чайковский. Сергей видел, как Петр Ильич, взяв экзаме- национный лист, что-то вписал в него. Позднее он узнал, что к пятерке с плюсом, поставленной комиссией, Чай- ковский прибавил еще три плюса — сверху, снизу и сбоку. На следующий год Сергей попал в класс Танеева, пре- подававшего контрапункт. Его все больше манила тайна композиции. Однако сочинительство требовало сосредо- точенности и уединения, которых ему не хватало. Юноша попросил Зверева предоставить ему отдельную комнату с роялем. Поначалу беседа протекала совершенно мирно, однако какое-то замечание Сергея неожиданно взорвало вспыльчивого Зверева, и он швырнул в своего ученика первым попавшимся под руку предметом. На следующий день молодой музыкант собрал свои вещи и покинул дом учителя. Оставшись без крова, Рахманинов нашел приют у своей тетки Варвары Аркадьевны Сатиной. Это радуш- ное, добросердечное семейство стало для него близким на всю жизнь. У Сатиных Рахманинов прожил около двух лет. Он много сочиняет в это время, пробуя свои силы в разных музыкальных жанрах, и в ряде его произведений уже за- метно проступают черты самобытной творческой инди- видуальности. Особенно плодотворными были два лета, 1890 и 1891 годов, проведенные Рахманиновым в Ива- новке Тамбовской губернии — имении Сатиных. Именно там молодой композитор закончил свой Первый концерт для фортепиано с оркестром. В Ивановке эти два лета гостили родственницы Сатиных — семейство Скалон, мать с тремя дочерьми. Со старшей, двадцатиоднолетней Натальей Дмитриевной, Татушей, как называли ее близ- кие, у семнадцатилетнего Рахманинова, по мнению не-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==