№ 72 / Весна 2019
классик СОДИС 61 которых биографов, был юношеский роман. В сохранив- шейся переписке молодых людей имеются намеки на нежные чувства, но ничего явного и определенного. Уже тогда Сергей Васильевич отличался исключительной скрытностью. И в дальнейшем его личная жизнь всегда будет за семью печатями. В середине марта 1892 года Рахманинов получил экза- менационное задание сочинить одноактную оперу «Алеко» по поэме Пушкина «Цыганы». Либретто написал один из будущих основателейМосковского Художествен- ного театра Владимир Иванович Немирович-Данченко. Работал молодой композитор со страстью. Такой окры- ленности он еще никогда не испытывал. Скорость, с кото- рой Рахманинов создал «Алеко», была поистине фанта- стическая —менее двух недель. За свое сочинение, испол- ненное перед комиссией, он получил пять с плюсом. Тут же в зале к нему подошел Зверев. Обнял, расцеловал, вынул из жилетного кармана золотые часы и подарил на память. Рахманинов хранил этот подарок всю жизнь. По- лучив золотую медаль, он распрощался с консерваторией. Началась самостоятельная жизнь. шаляпин и мамонтов Первое время Рахманинов нуждался в деньгах. Он не имел даже плохонького пальто. Частные уроки, которые приходилось давать, отвлекали от творчества и превраща- лись в тягостное испытание. Тяжелой для Рахманинова была его бытовая неустроенность, необходимость ски- таться по чужим углам, мешавшая ему сосредоточиться на работе. Тем не менее в эти месяцы он создал пять форте- пианных сочинений. Одно из них, Прелюдия до-диез минор, со временем станет одним из самых знаменитых произведений в мировой музыкальной культуре. В конце апреля 1893 года состоялась премьера «Алеко». Как только опустился занавес, с первыми же хлопками в ди- ректорской ложе встал Чайковский. Зная, что его заме- тят, он бурно аплодировал. Публика требовала автора. Когда зрители увидели совсем молодого человека, овации усилились. Весной 1894 года Рахманинов начинает препо- давать в Мариинском, а затем в Екатерининском и Елиза- ветинском институтах. Он давно мог бы зарабатывать концертами, но давать уроки было для него привычнее. Но мысль о том, что он так и останется на всю жизнь учи- телем, вгоняла его в дрожь. И вот неожиданная удача. Композитор получает приглашение от Саввы Ивановича Мамонтова, известного предпринимателя и мецената, ос- нователя и владельца Русской частной оперы. Впервые в жизни Рахманинов встает за дирижерский пульт. Он ди- рижирует операми Даргомыжского, Римского-Корса- кова, Глюка, Бизе, Сен-Санса. Рахманинов знакомится с Шаляпиным, тогда еще молодым, не очень известным пев- цом, и эта встреча связала их на всю жизнь. Они быстро подружились. В июле 1898 года из Италии приехала не- веста Федора Ивановича балерина Иола Торнаги, и в церкви села Гагино, неподалеку от Сергиева Посада, со- стоялось венчание. Рахманинов был шафером жениха и держал над его головой венец, впрочем, до конца церемо- нии он выдержать не сумел — у него онемели руки, и он надел венец на голову друга. тайны сердца Следует сказать, что работа в театре Мамонтова в из- вестной мере была связана с творческим кризисом, кото- рый композитор переживал после провала его Первой симфонии весной 1897 года. Депрессия сопровождалась сильными невралгическими болями. Однако время шло, и Сергей Васильевич вернулся к творчеству. Сочетать сочи- нительство с работой дирижера было невозможно, и Рах- манинов принял решение уйти из театра Мамонтова. Окончание творческого кризиса многие биографы связы- вают с именем Николая Владимировича Даля, известного невропатолога и гипнотизера. Его сеансы принесли ком- позитору большую пользу, вдохнув в него новые силы. Но, возможно, не меньшую роль сыграла встреча, проис- шедшая в конце 1898 года в доме доктора. Там Сергей по- знакомился с дальней родственницей Даля. Долгое время ее имя оставалось неизвестным. Помог нотный альбом, подаренный девушкой Рахманинову. В нем записан отры- вок фортепианной фантазии, посвященной некой Delmo. Лишь гораздо позже удалось установить, что за этим со- кращением скрывается имя — Даль Елена Морицевна: D-el-mo. Был ли между молодыми людьми полноценный роман и когда он закончился, неизвестно. Тайной для исследователей остаются и отношения Сергея Васильевича с Марией Шаталовой, экономкой семьи Сатиных. Все звали ее Мариной. Поговаривали, что у них был роман. Такие же слухи распространялись о Рах- манинове и одной из сестер Сатиных — Софье Алексан- дровне. Обе молодые женщины были внешне весьма при- влекательны. А потом... Потом Сергей Васильевич удивил всех. Он сделал предложение своей двоюродной сестре Наташе Сатиной. С детских лет он если и знал о себе заботу, то лишь в кругу Сатиных. Наташа была самым верным, самым бескорыстным его товарищем. Как заметила одна родственница, «Наташа выстрадала своего Сережу». Главное препятствие — их близкое родство. Для священ- ника обвенчать двоюродных брата и сестру значит риско- вать своим положением. Поэтому решили, что венчать их будет полковой священник, поскольку он подчинялся во- енному ведомству, а не Синоду. Ну а прошение государю на разрешение брака нужно было подать в момент обряда, а никак не до него. Ведь при отказе уже никакой священ- ник их не обвенчает. Венчание состоялось 29 марта 1902 года в Москве в церкви 6-го гренадерского Тавриче- ского полка. После венчания отправились к родственни-
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==