№ 72 / Весна 2019

классик OPEN №72 2019 62 кам, где их ждали закуска и шампанское. Туда и подо- спело сообщение о том, что император начертал на про- шении: «Что Бог соединил, человек да не разлучает». новые вершины Молодые переоделись и отправились на вокзал. Их ждало большое свадебное путешествие: Австрия, Италия, Швейцария, Германия. Впечатлений от поездки было много. После возвращения родители Наташи подарили им флигель в Ивановке. В мае 1903 года у них родилась дочь Ирина. В том же 1903 году Рахманинов заканчивает Вари- ации на тему Шопена, а затем сочиняет девять прелюдий (ор. 23). В истории музыки эти произведения ожидала за- мечательная будущность. Еще в конце 1901 года композитор завершил работу над Вторым концертом для фортепиано с оркестром, ко- торый обессмертил его имя. Впервые он исполнил этот концерт в Москве в том же 1901 году. Дирижировал Алек- сандр Ильич Зилоти. В Петербурге он сыграл концерт в ноябре 1903 года. Во второй половине 1904 года Рахманинов ставит в Большом театре несколько опер русских композиторов и завоевывает репутацию видного дирижера. Он также по- лучает Глинкинскую премию за Второй фортепианный концерт. Ее давали за особо выдающиеся произведения. В середине 1905 года Рахманинов заканчивает партитуру оперы «Скупой рыцарь» на сюжет одноименной «малень- кой трагедии» Пушкина. Чуть позже завершает работу над оперой «Франческа да Римини». В 1907–1909 годах Рахманиновы живут в Дрездене, на лето приезжая в Ива- новку. В Дрездене Сергей Васильевич много и плодот- ворно работает, причем в самых разных жанрах: романсы, симфония, соната, потрясающий Третий фортепианный концерт. В июне 1907 года в Ивановке родилась дочь Та- тьяна. Сергей Васильевич сильно переживал за здоровье жены и дочери. Врачи прописывают ему от «нервов» пить кумыс. «Довольно неприятное занятие, — жалуется он приятелю, —когда надо, например, восемь бутылок в день выпить». Рахманинов гастролирует сначала в Англии, а затем в Соединенных Штатах. За довольно короткий срок он дал 26 концертов. Американцы были поражены его искус- ством дирижера. Но еще больше слушателей потрясло несравненное мастерство пианиста Рахманинова. У Сер- гея Васильевича были большие кисти рук, сильные, пальцы длинные, мягкие, эластичные. Сочетание вели- чины и гибкости было уникальным. «Он довольно сво- бодно мог играть двойные терции в двух октавах одной рукой», — вспоминали его друзья-музыканты. Посадка у Сергея Васильевича тоже была своеобразная. Рахмани- нов был очень высокого роста: под роялем ноги не уме- щались — приходилось сидеть, расставив колени, и не на краешке, а на всем стуле. Те, кто сидел близко, слышали, как он себе подпевал, довольно громко, и рычал, когда рокотали басы… В 1913 году Рахманинов создает свою великолепную вокально-симфоническую поэму «Колокола» на стихи Эдгара По в переводе Константина Бальмонта. Февральскую революцию 1917 года Сергей Васильевич встретил с воодушевлением. Принимал участие в благо- творительных концертах, но затем события приобретают тревожный характер. В Ивановке крестьяне стали косо смотреть на господ. «Уезжай, барин, лучше от греха», — советовали старики. Во время Октябрьской революции семья находилась в Москве. В квартире было холодно, темно, неуютно. Сергей Васильевич поговаривал об отъ- езде на юг, но в конце ноября неожиданно получил из Стокгольма официальное предложение дать несколько концертов в Скандинавии. Шаляпин прислал доброе про- щальное письмо, белый хлеб, икру… другие берега Для «странствующего музыканта» Скандинавия была тесновата, в Европе еще продолжалась война, и Рахмани- нов принимает приглашение ехать в США. С концертами он разъезжает по всей стране. У него появляется свой вагон. Там стояло пианино фирмы «Стейнвей». Была спальня, были повар и служащий. Но со временем чувство комфорта сменилось отвращением к жизни на колесах, и он вновь стал останавливаться в отелях. Рахманинов ску- чал по России. Он нанял русскую прислугу, у него был русский секретарь. Рахманинов помогал многим русским, среди которых были Иван Бунин и Михаил Чехов. Когда в начале 1923 года в США с гастролями приехал Художе- ственный театр, Рахманинов устроил для артистов не- сколько приемов. С упоением слушал рассказыМосквина, стихи в исполнении Качалова, беседовал со Станислав- ским. Однако особенно оживлялся Сергей Васильевич во время приездов к нему Шаляпина. Милого друга Фе- деньку за пристрастие к шуткам, озорству, розыгрышам, фантастическим историям он любовно называл дуроло- мом. Талантом его восхищался безмерно. Как-то Федор Иванович исполнил «Очи черные». Рахманинов потом вспоминал: «Ведь как он вздохнул, подлец, как он всхлип- нул—Вы сгубили меня ... Вот думаю, одарил тебя Господь через меру»… Всем близким друзьям Сергея Васильевича было хо- рошо известно о его страстном увлечении автомобилями. Начало этого увлечения относится к 1912 году, когда еще достаточно молодой композитор приобрел себе «Лорен- Дитрих», который он ласково называл «Лорой». Водил Рахманинов очень быстро. Особенно любил гонять по проселочным дорогам Тамбовщины, близ Ивановки. После «Лорен-Дитриха» он приобрел голубой «Мерсе- дес». В Америке ездил в основном на «Кадиллаке» и

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==