№ 73 / Лето 2019

OPEN №73 2019 6 «Женитьба» / «Школа драматического искусства» Режиссер Александр Огарев нашел оригинальный подход к пьесе Гоголя. Действие разбил на пять частей, дав каждой мудреное название. Спектакль проходит путь от «Медитации» (в которой герой раздумывает, как хорошо ему было бы жениться) до «Прокрастинации» (когда он то приближает, то оттягивает венчание и наконец сбе- гает в окошко). Между нерешительным началом и трусливым концом есть еще меч- тательная «Левитация» с красивым образом невесты, будто парящей в воздухе. Про- должает цирковой ход парадоксальная «Презентация». У каждого жениха Агафьи Ти- хоновны (Александрина Мерецкая) есть свой трюк. Никанор Иванович Анучкин (Анзори Шагидзе), Балтазар Балтазарович Жевакин (Олег Малахов), Иван Павлович Яичница (Дмитрий Репин) из кожи вон лезут, чтобы понравиться невесте, даже фо- кусы показывают и клоунские этюды разыгрывают. Лишь Иван Кузьмич Подколесин (Игорь Яцко) сохраняет достоинство и абсолютное спокойствие, сознавая свое превос- ходство перед остальными. Кстати, в самой страшной, четвертой части «Эксгумация», где женихи оказываются нечистой силой, Подколесин не участвует. «Новая квартира» / Театр им. Евг. Вахтангова, Новая сцена Малоизвестную пьесу Карло Гольдони поставил в Вахтанговском итальян- ский режиссер Джорджо Сангати. С его легкой руки актеры с удовольствием погрузились в комическую стихию. Цепочка забавных недоразумений, соста- вившая сюжет, разыгрывается весело и бесшабашно. Молодые супруги Анд- золетто (Валерий Ушаков) и Чечилия (Мария Волкова) создают видимость блестящего благополучия при полном безденежье. Наряжаются в пух и прах, заказывают обед на десять персон, нанимают новую квартиру, в то время как за старое жилье давно не плачено, и вещи опечатаны, и служанка не полу- чала жалованья семь месяцев. При этом спесивая синьора Чечилия старается быть хозяйкой не только в квартире, но и в любой житейской ситуации. Когда же передряги достигают апогея, легкомысленная чета в буквальном смысле рвет на себе волосы и обращается за помощью к богатому дядюшке. «Король Лир» / «Мастерская П. Фоменко» В начале спектакля, поставленного Евгением Каменьковичем, король Лир, надрываясь, тянет за собой на толстом канате все свое королевство. Он устал от власти, каждодневные государственные заботы стали невмоготу. Король постарел, но остался ребенком. Чем, как не детским желанием нравиться, вызван устроенный им турнир между тремя дочками — кто похвалит красиво (как обольстительные и коварные Гонерилья — Полина Кутепова и Регана — Серафима Огарева), тому достанется доля страны. Кто не най- дет, что сказать (как простосердечная Корделия — Дарья Коныжева), отправится вон. Королевство распа- дается на части. Дощатые островки с фрагментами стен ездят по сцене вперед и назад (художник Алек- сандр Боровский): то соединяются вместе, то вновь расходятся. В их движении — напряженный ритм спектакля. И только во время бури сцена абсолютно пуста, как будто распахнута настежь. Карэн Бадалов играет позднее раскаяние короля Лира, его недоумение и негодование. Играет трагедию старости, с ко- торой не хочется считаться, и трагедию потерь всего, что было дорого и свято. «Проблема» / РАМТ Герои спектакля, поставленного Алексеем Бородиным, — научные сотрудники солидного ис- следовательского института — занимаются изучением мозга и сознания. Но мышление невоз- можно сканировать, поэтому многие научные проблемы, заявленные в пьесе, остаются нере- шенными. Драматург Том Стоппард относится к ним с изрядной долей иронии. «Математиче- ски описать работу мозга все равно, что написать формулу водопада», — скептически говорит один из ученых о своей работе. Но поставленные цели заманчивы, и изо дня в день продол- жаются неустанные поиски. Подключена специальная аппаратура, собираются и обрабатыва- ются тысячи анкет. Исследователи пытаются понять сознание других и не до конца понимают собственное. Личная жизнь грозит отойти на второй план. К счастью, главная героиня Хилари (Ирина Таранник) верит не только в торжество чувств над научными выкладками, но и в гла- венство божественного начала. Подготовила Елена ГУБАЙДУЛЛИНА ТЕАТР

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==