№ 73 / Лето 2019
классик СОДИС 77 Джона все больше и больше, пока его самопожертвование не стало полным, и писатель, которого она сначала под- держивала своей верой и вдохновляла, не оказался все- цело в тяжелых оковах их брака… маргарет По своей природе Голсуорси был прямым и искренним человеком. Окружающий мир он воспринимал только в черных и белых тонах, а поступки людей оценивал как хо- рошие и плохие, правильные и неправильные. Такими же однозначными и определенными были и его взгляды на любовь и брак. Именно поэтому в 1910 году сорокачеты- рехлетний писатель оказался совершенно неподготовлен- ным к чувствам, которые в нем вызвала юная танцовщица Маргарет Моррис. Прежде всего Джон не в состоянии был даже представить себе, что может поддаться чарам другой женщины, не Ады, и первое время совершенно не сознавал, что с ним происходит. Впрочем, сходные чув- ства испытывала и девушка. Они познакомились в лондон- ском театре «Савой» на премьере постановки оперы Глюка «Орфей и Эвридика». Маргарет выступала в этом спектакле в качестве хореографа, танцовщицы и худож- ника-декоратора. Греческая хореография была тогда но- винкой на лондонской сцене. Маргарет овладела ею под руководством Раймонда Дункана, брата знаменитой Ай- седоры. Раймонд разработал оригинальную методу подго- товки танцовщиков. Она основывалась на изучении и ко- пировании техники поз древнегреческого танца в той мере, в какой ее можно было скопировать, анализируя образцы сохранившейся античной живописи и скульп туры. Молодость не помешала Маргарет творчески вос- принять идеи Дункана и приспособить их к индивидуаль- ной, характерной лишь для нее манере танца, в которой естественная грация сочеталась с классической точно- стью движений. Писатель был в восторге от мастерства, естественно- сти и совершенства движений Маргарет и ее таланта пе- дагога-хореографа. Девушка готовила танцевальную труппу два месяца. По ее словам, главная трудность, с которой пришлось столкнуться, состояла в том, чтобы заставить балерин отказаться от традиционной техники, основанной на вращениях, и приучить их держать ноги прямыми. Голсуорси, большого любителя балета, заин- тересовали новаторские для того времени взгляды юной танцовщицы, и он от своего имени и от имени жены при- гласил девушку на чай в их дом на Эддисон-Роуд. Раду- шие хозяев произвело на Маргарет огромное впечатле- ние. После посещения дома писателя она находилась в столь приподнятом настроении, что на вечернем пред- ставлении «Орфея», забывшись, вышла танцевать на сцену в красных войлочных тапочках. Пришлось, как вспоминала Маргарет, «проплыть по всей сцене (наде- юсь, я сделала это достаточно грациозно) и сбросить та- почки в кулисы». Что касается Голсуорси, то его интерес к девушке был тем более велик, что ее манера танца соответствовала тому, что он хотел увидеть в постановке своей новой пьесы «Мимолетная Греза». Джон почти сразу же пред- ложил Маргарет участвовать в этой музыкальной фанта- зии с многочисленными танцевальными дивертисментами. Музыку написал австрийский композитор Вольфганг фон Бартельс. Маргарет должна была танцевать вместе с груп- пой подготовленных ею детей. К февралю 1911 года Моррис и Голсуорси уже регу- лярно встречались, обсуждая детали постановки. Марга- рет тогда танцевала в спектакле по пьесе Метерлинка «Синяя птица» в театре «Хеймаркет», однако все свобод- ное время отдавала репетициям и занятиями с детьми. Кстати, к тому времени Маргарет так уверовала в дей- ственность и пользу своей методы подготовки, основан- ной на «естественности движений», что даже предложила Джону и Аде заняться под ее руководством умеренным тренингом. Она полагала, что подобные упражнения спо- собны увеличить гибкость, подвижность и вообще улуч- шить состояние здоровья людей даже не очень молодых. Впоследствии Маргарет, по ее словам, успешно приме- няла свою методу для занятий физиотерапией с пожи- лыми людьми. Премьера «Мимолетной Грезы» прошла с большим успехом. Примерно в это же время Маргарет с огромной радостью приняла предложение Голсуорси дебютировать в премьере его пьесы «Голубь» уже в качестве драматиче- ской актрисы. Репетиции и обсуждения роли еще больше их сблизили. Взаимная симпатия и восхищение переросли в любовь. Вскоре ситуация прояснилась окончательно. В своей книге «Моя повесть о Голсуорси» (1967 год) Мар- гарет опубликовала около семидесяти писем писателя к ней. Уже весьма пожилая Маргарет вспоминает: «Мы воз- Писателю исполнилось пятьдесят лет, когда «Сага о Форсайтах» принесла ему всемирную славу, но счастлив он не был
RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==