№ 74 / Осень 2019

интервью OPEN №74 2019 20 — Вы много лет возглавляете Московский междуна­ родный Дом музыки. За это время он превратился в одну из самых авторитетных концертных площадок страны. Что вы считаете своим главным достижением в этой ра­ боте? — Дом музыки с годами стал намоленным местом. Сюда приходят до пяти тысяч человек в день. Три зала ра- ботают на 100%—Светлановский, Камерный и Театраль- ный. Сейчас появился четвертый, он изначально репети- ционный, но настолько красив и прекрасно акустически оснащен фирмой Yamaha, что становится многофункцио- нальным. Там будут проходить концерты, конференции и лекции. Когда Дом музыки только открылся, его нужно было «оживить». Повезло, что среди моих друзей были выдаю- щиеся артисты, которых я перво-наперво сюда пригласил: Лучано Паваротти, Джесси Норман, Пласидо Доминго, Кири Те Канава, Дмитрий Хворостовский, Рене Флеминг, Хибла Герзмава, Альбина Шагимуратова, Анна Аглатова. Я специально сделал акцент на звездах оперной сцены первой величины, потому что это близко публике. Таким образом люди узнали, что в Москве появилось новое культурное пространство — Дом музыки. У нас прекрасная абонементная система, 35% всех кон- цертов отданы детям, нашей будущей аудитории. Очень активно работает мой фонд, фонд «Артист» Евгения Ми- ронова и Марии Мироновой, фонд «Дети-бабочки» Ксе- нии Раппопорт, фонд «Подари жизнь» Чулпан Хамато- вой. Я приветствую все благотворительные начинания в Доме музыки, недавно мы дали концерт в помощь строи- тельству только что открывшегося храма Всех Святых в Страсбурге. В планах — благотворительные концерты в поддержку детских хосписов. Важно, чтобы Дом музыки развивался. —Недавно стало известно, что вы передали Дому му­ зыки часть вашей знаменитой коллекции живописи. — Это более 150 работ. Несмотря на то что Дом му- зыки — государственное учреждение, люди работаю- щие в нем, должны чувствовать себя как дома. Стре- миться наполнить его особой атмосферой, красотой, гармонией. В основном я передал картины художников- поставангардистов, постсупрематистов, участников Лианозовской группы — Жутовского, Григорьева, Шорца, Вечтомова, Расторгуева, Казарина, Олеси Мась, Шеко, Острова, Клавихо-Телепнева и других. Мне хотелось, чтобы наши залы соответствовали сегод- няшнему времени. — Вашим девизом вы избрали латинское изречение «Пока дышу, надеюсь». На что вы надеетесь в жизни и в работе? — Я надеюсь на движение вперед. Нам дороже наши надежды, нежели воспоминания. Конечно, они тоже бы- вают дороги, но все-таки мы живем надеждами. И люблю я «близкие» надежды. Фрэнсис Бэкон сказал: «Надежда хороша на завтрак, а не на ужин». — Вы продолжаете выступать с сольными програм­ мами? Как строится их репертуар — годами отшлифо­ ванные произведения или изучение новых? —Как когда. Я понимаю нашего гениального пианиста Григория Соколова, год играющего программу и отшли- фовывающего ее до блеска. Но мне это несвойственно: два оркестра, сольные программы, все время нужно учить новое, это держит в тонусе. — Расскажите, пожалуйста, про диск, недавно запи­ санный в Москве с Национальным филармоническим ор­ кестром. Там вы выступаете не только как музыкант, но и как чтец? — В принципе, я люблю восточную культуру, в част- ности японскую. Когда-то давно я писал в стиле хайку и танка, а неленивые японцы перевели на японский эти стихи для программы моего выступления. Люблю Акута- гаву, Мураками, средневековую поэзию, Басё, замеча- тельного поэта ХХ века Такубоку Исикава. Современный английский композитор Карл Дженкинс написал «Рек- вием», включив туда японскую поэзию. Три женщины поют на японском языке, соединяя это с традиционным латинским текстом «Реквиема». В записи я прочел эти стихи на русском языке. —Какие из прочитанных за последнее время книг про­ извели на вас самое сильное впечатление? — Мне очень понравился роман Евгения Водолазкина «Лавр». Прекрасные вещи есть у Марии Степновой, мно- гое нравится у Пелевина, Шишкина, «День опричника» Сорокина. Собираюсь прочесть его роман «Теллурия». Люблю читать переписку композиторов, писателей, поэ- тов, мемуары. Люблю читать пьесы, от Софокла и Шек- спира до Жана Ануя и Евгения Шварца. У меня в голове возникает свой театр... — К каким книгам вы постоянно возвращаетесь? — Я люблю читать лекции отца Александра Меня по религиозной философии, Мераба Мамардашвили по ан- тичной литературе и по творчеству Марселя Пруста, лек- ции Юрия Лотмана. Но успокаиваюсь я на книге «Сын человеческий» отца Александра Меня. Из западных авто- ров хочется обращаться к «Исповеди» Руссо, произведе- ниям Камю. — Однажды вы осуществили уникальный проект: ор­ кестр под вашим управлением играл музыку к фильму Чарли Чаплина «Огни большого города», а на экране в это время шел сам фильм. Это было уникальное, счаст­ ливое событие. Как возникла такая идея? — Мы «озвучили» два фильма Чарли Чаплина: пер- вый — «Малыш» — и последний — «Огни большого го- рода». Я считаю Чаплина не только уникальным актером, он великий гуманист, поэт на все времена. И, конечно, композитор. Ренессансная личность. Его идеи близки

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==