№ 74 / Осень 2019

интервью СОДИС 21 каждому человеку: мы все время находимся над пропа- стью. Как и его герой в любом фильме, будь то «Золотая лихорадка» или «Огни большого города». Шаг назад — и он падает в пропасть, шаг вперед — спасается. Это наша жизнь, человек — очень тонкая материя, очень хрупкая субстанция. Секунда — и все... — С какими достижениями приходит к вашему юби­ лею Национальный филармонический оркестр России? — Сейчас я занят записями. Я посчитал, что Нацио- нальный филармонический оркестр достоин того, чтобы оставить многое в качестве духовного наследия грядущим поколениям. Мы записали три симфонии Чайковского, две симфонии Рахманинова, диск «Русь святая» с «Мо- литвой» и «Колоколами» Рахманинова и «Иоанном Дама- скином» Танеева, «Шехеразаду» и «Ночь на Лысой горе» в оркестровке Римского-Корсакова, «Поцелуй феи» Стравинского, «Волшебное озеро» Лядова и «Поэму экс- таза» Скрябина. И только что для Deutsche Grammophon записали скрипичный концерт Чайковского, «Размышле- ние» и «Вальс-скерцо» с Даниэлем Лозаковичем. Он по- лучил с этой фирмой такой контракт, который в возрасте 17 лет не получал никто. Даниэль выиграл единственный конкурс в Уфе (моего имени, кстати). Сейчас он звезда мировой величины. — Чем радуют вас воспитанники вашего благотвори­ тельного фонда? — По итогам прошедшего конкурса имени Чайков- ского первую премию получил скрипач Сергей Догадин, вторую — пианист Дмитрий Шишкин и третью премию — виолончелистка Анастасия Кобекина. Всем им помогал мой фонд. Но главное — при содействии фонда спасено немало жизней. — Ваши дочери стали совершенно взрослыми и неза­ висимыми. Занимаются кино, театром, музыкой. Что из их работ вас удивило, заинтриговало или поразило? — Старшая дочь Катя великолепно работает в Аме- рике, она клипмейкер на крупнейшей фирме «Атлан- тик», у ее клипов — миллионы просмотров. Правда, я не очень понимаю искусство хеви-метал, но раз такому количеству людей это необходимо... Средняя Татьяна — великолепная актриса, получила во Франции актер- ское и режиссерское образование. Ее дипломный спек- такль — «На дне» Горького. Мало того, она заново пе- ревела пьесу на французский, потому что старый пере- вод показался ей не очень удачным. «На дне» — один из последних спектаклей Георгия Александровича Тов- стоногова в БДТ, а Таня им дебютировала. Она вклю- чила в постановку русские молитвы Танеева, и фран- цузские студенты пели их на русском языке. Она дважды выступала на фестивале в Кольмаре. В прошлом году он был посвящен Евгению Кисину, а Таня читала много фрагментов из «Евгения Онегина» и была моде- ратором, ведущей. В этом году она читала письма Бер- лиоза и «Чайльд-Гарольда» Байрона, поскольку Свет- лана Степченко великолепно исполняла это произведе- ние для альта. Таня трижды была приглашена на Авиньонский театральный фестиваль. Младшая дочь Анна уже хорошо известна и в Москве. Она выступает под псевдонимом Анна Кова (сокращенно от Спива- кова, так как всегда стремилась к самостоятельности). Но ни о какой протекции с моей стороны речи быть не может, поскольку я далек от мира джаза. Ее карьера певицы идет прекрасно, с ней работает фирма, органи- зующая концерты Стингу, Бейонсе, Леди Гаге, а сейчас Анна приглашена в Лос-Анджелес записать свой пер- вый сингл в той же студии, где был сделан первый диск Эми Уайнхаус. А моя племянница Саша подарила мне внука Теодора. Но главное в моих детях то, что всех четверых связывает необыкновенная дружба. — Вы бессменный руководитель музыкального фести­ валя в Кольмаре уже 31 год. Кому посвящен он в этом году? — В этом году героем фестиваля был Клаудио Аб- бадо. Свое вступление к буклету я начал стихотворением гениального Уолта Уитмена, которого открыл нам Кор- ней Чуковский. Он говорил, что, когда открыл эту книгу, «поэзия Уитмена меня проглотила». Это очень точное слово — бывает, что так воздействует музыка, она бук- вально заглатывает тебя. Рахманинов же сказал: «Сестра поэзии — музыка». Клаудио Аббадо был одержим музы- кой, он жил этим и заражал оркестр своим ощущением музыки, своей редкой человечностью, любовью и вдох- новением. Его исполнение симфоний Малера, к которым он возвращался всю жизнь, — свидетельство восхожде- ния на вершину. И когда вы восходите на вершину, про- странство перед вами увеличивается, горизонт отдаля- ется. Мне нравилось, что все концерты он дирижировал очень вдохновенно. — Как правило, вы путешествуете в основном по ра­ боте. Но иногда случается — для души. Есть ли место, где вы все еще мечтаете побывать? —Это Индия. К сожалению, я там не был, перед нашей поездкой взорвали гостиницу, где мы собирались остано- виться, и все отменилось. Но поскольку меня пригласил к себе далай-лама, живущий в деревне у подножия Гима- лаев, я очень стремлюсь в Индию. Недавно я записал ау- диокнигу по его книге «Этика XXI века». — Когда же вы все это успеваете? Я вас про мульт­ фильм Гарри Бардина даже не спрашиваю. А спросить хочу вот о чем: «независимость»— что вы вкладываете в это понятие? —Общение со своей совестью. Мы находимся в зависи- мости от обстоятельств. Но, как сказала Марина Цветаева, «голос правды небесной против правды земной». О! Фото: Влад ЛОКТЕВ. Предоставлено пресс-службой Дома музыки

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==