№ 74 / Осень 2019

обратный отсчет OPEN №74 2019 56 произнес в ее честь тост, а потом съел бокал, заявив: «После тоста в честь столь прекрасной женщины никто не посмеет больше пить из этого бокала». В Тифлисе Мария Федоровна блестяще играла не только в драматических постановках. Она пробует силы и в опере, для этого берет уроки у знаменитой тогда певицы Варвары Зарудной. Успехи Андреевой настолько велики, что она экстерном сдает экзамены в консерватории по классу вокала и фортепиано. В 1894 году Желябужские переезжают в Москву. Для них открыты двери самых аристократических салонов. На приеме московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича Андреева оказывается в центре внимания. Ее называют великолепной, несравненной. Су- пруга генерал-губернатора великая княгиня Елизавета Федоровна изъявляет желание собственноручно написать портрет Андреевой. В Москве артистическое дарование Марии Федоровны расцветает в полную силу. Она берет уроки у замечатель- ной актрисы Медведевой, наставницы Ермоловой, всту- пает в Общество искусства и литературы, где уже не- сколько лет курсы актерского мастерства ведет Станис- лавский. Андреева с радостью принимает предложение войти в число его учеников. Пятнадцатого декабря 1894 года она дебютирует в Мо- скве в спектакле Островского «Светит, да не греет». Кри- тика встретила ее благожелательно. Затем в пьесе «Ури- эль Акоста» партнером Андреевой становится сам Кон- стантин Сергеевич. Их же дуэт в спектакле по пьесе Островского «Бесприданница» (Лариса и Паратов) был с восторгом встречен публикой. Всего за пять лет работы у Станиславского Андреева сыграла одиннадцать главных женских ролей. Спектакли с ее участием неизменно про- ходили с аншлагом. После образования Московского Художественного театра Станиславский почти сразу пригласил в труппу Марию Федоровну, которая стала одной из ведущих ак- трис — «премьерш», как говорили в то время. Именно в МХТ появился человек, которому суждено было сыграть важную роль в жизни Андреевой — Савва Тимофеевич Морозов, один из богатейших купцов-меценатов России. Идея создания первого в стране общедоступного театра оказалась очень близка этому удивительному, противо- речивому человеку. Он считал, что такой театр — явление уникальное, и МХТ необходим Москве и в целом отече- ственной культуре. художественный театр В апреле 1898 года было организовано Товарищество МХТ, в которое вошел Савва Морозов. Именно он профи- нансировал театр. Станиславский считал, что если бы не поддержкаМорозова, тоМХТ, несмотря на признание пуб­ лики, скончался бы во младенчестве, не прожив и двух лет. Морозов выкупил паи других членов товарищества и стал фактическим руководителем всей хозяйственной де- ятельности театра. Только в первый год Савва Тимофее- вич потратил на МХТ 60 тысяч рублей — огромные по тем временам деньги. Последующие взносы были не меньше. Подлинной вершиной бескорыстной помощи Морозова театру стало строительство нового здания. Оно обошлось в 350 тысяч рублей, при том что архитектор Федор Осипо- вич Шехтель выполнил заказ безвозмездно. Только финансовой помощью отношения Морозова и МХТ не ограничивались. Он участвовал в обсуждении ре- пертуара театра — без Саввы Тимофеевича не принима- лось ни одно решение о постановке той или иной пьесы. Именно к этому времени относится начало романа Морозова с Марией Федоровной. К концу 1890-х годов Савва Тимофеевич уже охладел к жене, которой когда-то упорно добивался, и находился в поиске «родственной души», способной его понять. Увидев Андрееву, Морозов решил, что именно этой женщине суждено возродить его интерес к жизни. Необычайно экспансивная, чуткая ак- триса казалась ему идеальной будущей подругой. Не влю- биться в нее было невозможно — она завораживала, оча- ровывала, сводила с ума. савва тимофеевич Их сближение произошло осенью 1899 года и, разуме- ется, не было тайной ни для театральных коллег Марии Федоровны, ни для окружения Морозова. Едва ли не каж- дое утро он появлялся в доме Желябужских, ожидая вы- хода хозяйки, чтобы сопровождать ее в театр. Нередко они вместе появлялись в гостях у знакомых. Андреева, без пре- увеличения, была для Морозова всем. Ради нее он готов был принести в жертву и жизнь, и семью, не говоря уже о собственном состоянии и благополучии. Вполне вероятно, что, сумев поймать «жар-птицу», Савва Тимофеевич испы- тывал перед ней едва ли не детскую робость и преклонение. Просьба Марии Федоровны была для него законом. В театре не было человека, который бы отстаивал инте- ресы Андреевой столь последовательно и беззаветно, как Морозов. Слов нет, Мария Федоровна была необычайно талантлива, ее артистическое дарование почти никого не оставляло равнодушным, но и ей требовалась защита и поддержка. Конечно же, как у всякой актрисы, у Андрее- вой были соперницы. Ученица Николая Ивановича Неми- ровича-Данченко, Ольга Леонардовна Книппер, не обла- дала красотой и обаянием Марии Федоровны, однако, по мнению «отцов-основоположников» МХТ, масштабом дарования ее превосходила. К тому же в 1901 году Книппер стала женой Чехова и уже в силу этого получала главные роли в его пьесах, на которых в основном и держался ре- пертуар МХТ. По слухам, Андреева сама имела виды на Антона Павловича, но не сложилось. Комментируя эту си- туацию в кулуарах театра, Станиславский заявил: «Андре-

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==