№ 74 / Осень 2019

обратный отсчет СОДИС 57 ева — актриса полезная, но Книппер — до зарезу необхо- димая». Мария Федоровна была оскорблена легкостью, с которой директора театра отодвинули ее на второй план. Впрочем, отношения с ними у нее всегда были весьма слож- ными. Как-то Станиславский подарил ей свой портрет с надписью «В память кипучей работы ... непрочных ссор и прочных примирений». Константин Сергеевич тут, однако, лукавил. В начале 1902 года в письме он выговаривал Ан- дреевой за недостаток искренности в отношениях с колле- гами. Отдавая должное таланту Марии Федоровны, он от- мечал ее склонность к актерству в жизни и за кулисами. И был не так уж не прав. Театр немыслим без интриг. Склон- ность Андреевой к интригам отмечали многие. Разумеется, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова не может в данном случае служить образцом беспристрастности, и все-таки ее мнение весьма показательно. В письме к Чехову она пишет: «Сегодня я разговаривала с Владимиром Ивановичем (Не- мировичем) о театральных делах. Он говорит, что Констан- тин Сергеевич чувствует недоверие труппы, скверное от- ношение к нему Морозова, теряется и нервит. И все это дело рук Марии Федоровны. Она на все действует через Морозова... держит себя настоящей премьершей, вмешива- ется во все. Владимир Иванович неосторожно выразился, что ее надо “вытравить” из театра. Мне, право, все эти дела противны... но когда я чувствую влияние актрисы на ход дела через влюбленного в нее мецената... такая обстановка для меня ужасна, и я готова бежать. Лилина (жена Станис- лавского) ненавидит Марию Федоровну за ее скверное от- ношение к Константину Сергеевичу. Ужасно это все про- тивно». Трудно сказать, в самом ли деле именно Андреева на- строила Морозова против Станиславского — человека, которого Савва Тимофеевич любил и уважал. В то же время неоспоримо, что Мария Федоровна обладала сталь- ной, поистине несгибаемой волей и, если хотела добиться чего-то, доводила задуманное до конца, невзирая ни на какие преграды. Кроме того, Андреевой была присуща не- удержимая, подчас взрывная эмоциональность. Вкупе с независимостью характера это качество порой станови- лось причиной ее конфликтов с окружающими. дело революции Бьющая ключом энергия волевой сильной женщины ис- кала выхода не только в искусстве. Почти одновременно с Художественным театром в жизни актрисы появилось дру- гое, не менее сильное увлечение. Оно занимало сперва не- большую часть жизни Андреевой, а потом все большую и большую. Это была революционная деятельность. Ее пер- вое знакомство с революционерами-подпольщиками про- изошло в начале 1897 года, когда Желябужские наняли репетитором для своего сына Юры студента Московского университета Дмитрия Лукьянова. Казак, родом из Став- рополья, он учился на юридическом факультете. Волевой, достаточно образованный, Дмитрий был убежденным марксистом и пользовался большим авторитетом у своих товарищей. После его переезда кЖелябужским теоретиче- ские занятия марксистов стали проходить в их огромной девятикомнатной квартире в Театральном проезде. Уча- стие в этих семинарах со все большим интересом и увлече- нием стала принимать и самаМария Федоровна. Поговари- вали, что у нее с Лукьяновым был короткий роман. Но Дми- трий был смертельно болен и вскоре скончался от чахотки. Однако любовь Андреевой к большевикам осталась. Вскоре ее жизнь разделилась на две части: легальную — светские приемы в доме мужа, карьера актрисы, и подпольную — служение делу революции. Со временем поддержание обычного уклада жизни, в том числе светских связей, стало для Марии Федоровны не более чем данью конспирации. ДомЖелябужских стал одной из явочных квартир революционеров. Репутация хозяев была вне всяких подозрений. Респектабельный швейцар целый день пропускал в подъезд посетителей. Он, разумеется, не мог знать, что порой в квартиру про- ходят люди, которых хозяин не приглашал. В это время Андреева знакомится с видным большеви- ком—Леонидом Борисовичем Красиным, агентом ленин- ской «Искры», руководителем боевой технической группы при ЦК партии. Именно по его поручению Мария Федоровна организовала сбор средств для партии. На ре- волюцию давали деньги друзья по театру — Василий Ива- нович Качалов, Вера Федоровна Комиссаржевская, Мария Николаевна Ермолова. Средства удавалось добывать и с помощью благотворительных концертов. В антрактах спектаклей разыгрывались лотереи, призы, и дамы-рас- порядительницы собирали в свои кружки немалые суммы. Благотворительные вечера устраивались и в частных бо- гатых домах с небольшим количеством зрителей. Мария Федоровна занималась также легализацией подпольщиков, обеспечивала их чистыми документами, Увидев Андрееву, Морозов решил, что именно этой женщине суждено возродить его интерес к жизни. Не влюбиться в нее было невозможно — она завораживала, очаровывала, сводила с ума

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==