№ 75 / Зима 2019-2020

история любви OPEN №75 2019–2020 64 клеопатра Впервые Тейлор и Бёртон увидели друг друга на вече- ринке, которую устроил голливудский актер Стюарт Грейнджер. Это случилось в 1953 году. Ричард был там со своей женой Сибил. Он с упоением декламировал Шек- спира мощным, рокочущим, удивительно гибким и выра- зительным голосом. Элизабет это не понравилось и позже она признавалась, что подумала: «Ну, Господи, да когда же он замолчит?» А после благополучно забыла про Ри- чарда. Снова они встретились лишь через девять лет на съе- мочной площадке студии «XX Век Фокс», задумавшей грандиозный проект — «Клеопатра». Лиз — египетская царица, Ричард —Марк Антоний. К тому моменту Элиза- бет исполнилось 29 лет. Она трижды побывала замужем. За ее плечами было два развода. Один раз она овдовела— супруг, продюсер Майкл Тодд, погиб в авиакатастрофе. Лиз была матерью троих детей — сыновей Майкла и Кри- стофера и дочери Элизабет. На съемки «Клеопатры» Тей- лор приехала в сопровождении своего четвертого мужа, певца Эдди Фишера. Элизабет была уже признанной звез- дой. Американка, родившаяся в Англии в семье актеров, она снималась в кино с десяти лет. Дважды ее номиниро- вали на «Оскар» за лучшую женскую роль в фильмах «Кошка на раскаленной крыше» и «Внезапно, прошлым летом». В 1960 году она все-таки получила «Оскар» за роль в ленте «Баттерфилд 8». Ричарду было 36 лет. Он не мог похвастаться столь блестящим послужным списком. Правда, Бёртон считался одним из лучших исполнителей ролей в пьесах Шекспира, а в 1961 году удостоился престижной премии «Тони» как лучший бродвейский актер за роль короля Артура в спек- такле «Камелот». Валлиец по национальности, Бёртон (его настоящая фамилия Дженкинс) был двенадцатым из тринадцати детей в семье спившегося шахтера из небольшого уэль- ского городка. Его мать была прачкой и умерла при родах последнего ребенка. Ричарда отправили жить к тетке. Там в местной школе он своими способностями привлек вни- мание учителя по имени Филипп Бёртон. Человек очень добрый и участливый, Бёртон взял мальчика под свое крыло. Он учил его правильному английскому языку, из- бавив от родного валлийского акцента, помогал изучать литературу и драматическое искусство. Ричард попросил учителя официально усыновить его и дать свою фамилию, но сделать это не удалось, и в последствии Ричард исполь- зовал фамилию учителя в качестве своего сценического псевдонима. После окончания школы во время службы на базе Королевских военно-воздушных сил, расположен- ной неподалеку от Оксфорда, Ричард получил возмож- ность посещать занятия в знаменитом университете. Оксфорд он, разумеется, не окончил, хотя порой ут- верждал обратное. Тем не менее Бёртон бегло говорил на четырех языках, поражал собеседников блестящим зна- нием литературы, мог наизусть цитировать десятки стра- ниц шекспировских сонетов и пьес. И хотя Ричард нена- видел Голливуд, он страстно хотел сделать там карьеру. За съемки в «Клеопатре» студия «XX Век Фокс» под- писала с Бёртоном контракт на 250 тысяч долларов. По тем временам это были огромные деньги. Расстраивало его только одно: гонорар Тейлор составлял ровно 1 мил- лион. Такой суммы до того времени в Голливуде не полу- чал еще ни один актер. Ричард скептически относился к своей партнерше, назы- вая ее в разговоре с друзьями «мисс Бюст». Несмотря на присуждение Лиз премии Киноакадемии, он оставался не- высокого мнения о ее актерском таланте. Впрочем, Бёртон считал так, не посмотрев ни одного фильма с участием Тей- лор. После первых же просмотров отснятых кадров «Клео- патры» он начал постепенно менять свое мнение. Ричард не ожидал от Элизабет умения буквально завораживать ка- меру, представая на пленке в совершенно ином измерении. На первой же совместной съемке в предместье Рима в конце января 1962 года Ричард подошел к Элизабет и не- громко, почти на ухо, произнес: «Ты располнела, но мор- дашка у тебя ничего». Всемирно известная кинодива, при- выкшая к более изысканным комплиментам, расхохота- лась. Бёртон произвел на нее впечатление... Его глубокий чувственный баритон завораживал ее, взгляд широко рас- ставленных глаз проникал в самую душу. Лицо и скуль- птурно вылепленная голова напоминали черты римских императоров. Снимали любовную сцену. Режиссер Манкевич ско- мандовал: «Мотор!» Элизабет и Ричард обменялись ре- пликами, а затем их губы слились в чувственном поцелуе. Манкевич заставил их повторить сцену четыре раза и не без смущения и некоторого страха осознал, что в его звез- дах пробудилась настоящая страсть. Словно мощный ура- ган пронесся по съемочной площадке. Контролировать стихию было невозможно. Чтобы как-то разрядить ситу- ацию, был объявлен перерыв. Через несколько дней уже вся студия знала, что Лиз и Ричард вместе. После оконча- ния каждого съемочного дня они вдвоем запирались в гримерной… Вскоре в газетах появились первые намеки на начало их бурного романа. египетские страсти Сибил Бёртон, привыкшая к любовным эскападам су- пруга, поначалу не придала увлечению Ричарда особого значения. Ведь он неоднократно утверждал, что никогда ее не бросит. Первым встревожился муж Тейлор, Эдди. Как-то Ричард подошел к нему и без обиняков заявил: «Послушай, кажется, я люблю твою жену». Эдди поспешил к Сибил. Та принялась уверять, что ни- чего страшного не произошло. В конце концов Ричард всегда возвращается к ней.

RkJQdWJsaXNoZXIy NDk2Ng==